Содержание сбалансированности бюджета. Сбалансированный бюджет. Методы достижения на стадии формирования финансовой отчетной системы

Содержание сбалансированности бюджета. Сбалансированный бюджет. Методы достижения на стадии формирования финансовой отчетной системы

Состоит из нескольких уровней. Чтобы все эти уровни гармонично взаимодействовали друг с другом, нужно решить проблему сбалансированности бюджета. Рассмотрим, из чего он складывается:

Из сформированной прибыльной части;
Из финансовых средств всех уровней бюджета;
Из перераспределения средств по уровням;
Из балансирования прибыльной и затратной части.

Бюджет государства включает в себя федерального уровня, фонды субъектов и муниципальных образований. В 2000 году в нашей стране был введен новый закон, согласно которому денежные фонды социального и медицинского страхования стали поступать в единую бюджетную систему. Однако продолжил осуществлять автономную деятельность.

Сбалансированным бюджет считается тогда, когда его доходы и расходы равны между собой или имеют максимально сближенные значения. Баланс в финансовой системе – это норма и к ней нужно стремиться. Если случится так, что превысят расходы, то это состояние будет называться профицитом. Речь будет идти о положительном . К сожалению, в реальности профицит встречается крайне редко. Чаще всего наблюдается дефицит – это превышение расходов над доходами. Бороться с дефицитом можно посредством увеличения прибыли или сокращения расходов бюджета.

В последнее время приоритетной целью бюджетной политики Российской Федерации стала долгосрочная сбалансированность бюджетной системы Российской Федерации, для достижения которой был увеличен горизонт бюджетного планирования, введены «бюджетные правила» формирования федерального бюджета РФ, индикаторы сбалансированности бюджетов используются для оценки эффективности деятельности органов власти. Однако достижение этой цели не должно стать самоцелью проводимой бюджетной политики, а рассматриваться как условие выполнения государством своих функций, предоставления качественных государственных услуг и своевременного исполнения публичных обязательств. В условиях многоуровневой бюджетной системы структура бюджетных потоков, механизмы перераспределения доходов, организации межбюджетных отношений являются одним из основных факторов обеспечения сбалансированности бюджетной системы РФ.

На сбалансированность бюджетной системы Российской Федерации оказывают влияние следующие факторы.

К внешним факторам относятся степень централизации доходов в федеральном бюджете и децентрализации расходных полномочий, механизм межбюджетных отношений, а также параметры, характеризующие бюджетный потенциал территории: структура экономики, финансовое состояние организаций, социально-демографическая структура, уровень занятости населения и личных доходов, уровень налоговой задолженности и т.д.

Среди внутренних факторов можно выделить сбалансированность разделения полномочий и ответственности между бюджетными уровнями, уровень самостоятельности бюджетов, формы организации межбюджетного перераспределения доходов, формы бюджетного выравнивания и оказания финансовой помощи и т.д.

В теории государственных финансов существует несколько концепций сбалансированности бюджета.

Представители классической концепции «сбалансированного бюд­жета» (А.Смит, В. Ойкен, Ф. Хайек, М. Фридмен, Дж. М. Бьюкенен) обосновывали ограчение государственного регулирования и необходимость ежегодного сбалансирования бюджета, его нейтральность к воспроизводственным процессам в государстве.

Вторая концепция «циклически сбалансированного бюджета» (Э. Линдаль, Г. Мюрдаль и Б. Олин) связывает сбалансированность бюджета с фазами экономического цикла и обосновывает необходимость проведения антициклической бюджетной политики.

В третьей концепции «функциональных финансов» (Дж. М. Кейнс, П. Самуэльсон, Э.Хансен, Дж. К. Гелбрейт, Р. Масгрейв) обосновывается приоритетность цели государственных финансов в достижении макроэкономического равновесия, даже если, вмешательство государства посредством активной бюджетной политики приведет к дефициту бюджета.

Сбалансированность бюджетной системы РФ зависит от состояния отдельных бюджетов, характера бюджетных потоков в многоуровневой системе и возможности адаптироваться к изменяющимся условиям.

В статическом понимании под сбалансированностью бюджета понимается количественная характеристика соотношения расходов и поступлений в бюджет, их пропорциональное изменение в условиях экономической неопределенности. Количественная оценка общей сбалансированности бюджетов закреплена в основополагающем принципе бюджетной системы, в соответствии с которым «объем расходов должен соответствовать объему доходов бюджета и поступлений источников финансирования его дефицита, уменьшенных на суммы выплат из бюджета, связанных с источниками финансирования дефицита бюджета и изменением остатков на счетах по учету средств» (1, ст. 33). Таким образом, общую сбалансированность бюджета можно отразить в следующем виде:

Р – расходы бюджета;

Д – доходы бюджета;

∆ИФДБ – разница между привлечением и погашением источников финансирования дефицита бюджета;

В многоуровневой бюджетной системе при количественной оценке сбалансированности бюджетов необходимо учитывать такой критерий, как управляемость доходных и расходных полномочий органов власти и управления. По данному критерию можно выделить:

Сбалансированность бюджета по критерию управляемости доходного потенциала и расходных полномочий:

(2), где

Рд – делегированные расходы;

Дс – собственные доходы.

Сбалансированность бюджета по переданным полномочиям:

С – субвенции.

В динамическом понимании, обеспечение сбалансированности бюджетов осуществляется в процессе составления и исполнения бюджетов. В основе динамической модели управления сбалансированности бюджета лежат принцип сбалансированности бюджетных потоков.

При составлении бюджета сбалансированность бюджета является безусловной составляющей бюджетного процесса. На этапе составления бюджета основными инструментами сбалансированности бюджетов являются:

  • определение бюджетных правил формирования доходов и расходов бюджета;
  • установленные ограничения бюджетного дефицита;
  • адекватность механизма распределения доходов распределению расходных полномочий между бюджетными уровнями;
  • формирование бюджетных резервов;
  • инструменты бюджетного регулирования;
  • эффективные методы бюджетного планирования;
  • расширение горизонта экономического прогнозирования и финансового планирования.

Обеспечение сбалансированности бюджетов требует наличия эффективной технологии исполнения бюджетов. В этом отношении казначейская система исполнения бюджетов предполагает:

1) регламентацию процесса исполнения бюджета с помощью таких инструментов, как лимиты бюджетных обязательств, расходные расписания, бюджетная классификация;

2) контроль бюджетных потоков;

3) учет всех производимых операций в Главной книге казначейства;

4) поддержание ликвидной позиции казначейства;

5) предоставление органам власти и управления оперативной и достоверной информации об исполнении бюджета;

6) создание условий для прекращения роста кредиторской задолженности бюджетов;

7) повышение эффективности управления процессом исполнения бюджетом и управления ресурсами.

В настоящее время обеспечение сбалансированности в процессе исполнения бюджетов осуществляется по следующим направлениям:

  • управление ликвидностью казначейства, управления активами и пассивами единого счета;
  • прогнозирование и кассовое планирование средств бюджетов;
  • управление бюджетными потоками государства.

В рамках реализации стратегических целей и задач Федерального казначейства на 2010 – 2015 гг., одним из ключевых направлений деятельности является использование механизмов управления ликвидностью на едином казначейском счете. Условием реализации этой цели стала технология функционирования единого счета бюджета, основанная на принципе «единства кассы», и предполагающая зачисление всех бюджетных средств и осуществление всех предусмотренных выплат с единого счета. В условиях неопределенности возрастают риски недостаточности бюджетных средств для своевременного и полного обеспечения выполнения расходных обязательств бюджета в течение финансового года (риск ликвидности бюджета), а также риск неплатежеспособности бюджета, заключающейся в общей недостаточности доходов бюджета для финансового обеспечения расходов. Причинами недостаточной ликвидности бюджета могут быть неравномерное поступление доходов в течение финансового года, установленные налоговым законодательством сроки уплаты налогов, рост недоимки по обязательным платежам, необходимость единовременного погашения долговых обязательств и возврата кредитов, внесение изменений в бюджетное законодательство в течение финансового года. Потеря платежеспособности бюджета возможна в результате существенного снижения бюджетного потенциала в целом. В такой ситуации возникает необходимость управления ликвидностью казна­чейства.

Ключевым моментом планирования ликвидности является планирование объема ликвидных средств. Объем потребности в ликвидных средствах формируется из следующих показате­лей:

  • объема платежей по бюджетным обязательствам;
  • заявок на получение наличных денежных средств;
  • прогноза предстоящих платежей.

В числе инструментов управления ликвидностью можно назвать также бюджетных кредитов на пополнение остатков средств на счетах бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, использование сделок РЕПО.

Инструментом финансового планирования в рамках казначейской системы исполнения бюджетов является кассовый план, показатели которого позволяют прогнозировать бюджетные потоки в процессе исполнения бюджетов, определять оптимальный уровень ликвидных средств и объем временно свободных бюджетных средств.

Механизм управления временно свободными денежными средствами начал складываться с 2008 года и по технологиям размещения бюджетным средств можно выделить два периода:

С апреля 2008 г. по июнь 2012 г., данный характеризовался размещением средств федерального бюджета посредством заключения договора об обеспечении размещения бюджетных средств между Федеральным казначейством и Центральным банком РФ.

  1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ // СПС “Консультант Плюс”.
  2. Постановление Правительства РФ от 24.12.2011г. № 1121 “О порядке размещения средств федерального бюджета на банковских депозитах” // СПС “Консультант Плюс”.
  3. Распоряжение Правительства РФ от 30.06.2010 № 1101-р «Об утверждении Программы Правительства РФ по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года» // СПС “Консультант Плюс”.
  4. Приказ Минфина РФ от 27.11.2007 № 120н “О Порядке составления и ведения кассового плана исполнения федерального бюджета в текущем финансовом году”// СПС “Консультант Плюс”.
  5. Приказ Минфина РФ от 28.12.2010 N 191н “Об утверждении Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации” // СПС “Консультант Плюс”.
  6. Приказ Казначейства России от 14.09.2009 № 210 “Об утверждении Порядка управления операциями со средствами на едином счете федерального бюджета” // СПС “Консультант Плюс”.
  7. Камардина Ю.В. Вопросы пополнения ликвидности счетов бюджетов субъектов Российской Федерации // Бюджетный учет. 2012. № 10. С. 26 – 30.
Количество просмотров публикации: Please wait

В идеале бюджет любого уровня бюджетной системы государства должен быть сбалансирован. Однако в силу действия различных факторов (экономических, политических, природных и др.) часто возникает ситуация, когда доходы бюджета (налоговые и неналоговые) не покрывают все необходимые для соответствующего уровня бюджетной системы расходы.

Принцип сбалансированности бюджета является одним из наиболее важных принципов бюджетной системы любого государства. Он заключается в том, что общий объём предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объёму поступлений в бюджет. При этом под поступлениями в бюджет подразумеваются не только доходы бюджета, но и другие источники, например заимствования. Таким образом, само по себе наличие дефицита бюджета не означает несбалансированности в том случае, если достигнуто равенство между расходами и суммарной величиной бюджетных поступлений.

Сбалансированный бюджет является основой нормального функционирования органов управления государства и его административно-территориальных образований. Если же хотя бы небольшая часть бюджетов не сбалансирована, это может привести к задержке финансирования бюджетных учреждений, срыву сроков выполнения государственных и муниципальных заказов, возникновению проблемы неплатежей в народном хозяйстве.

Несбалансированный бюджет (с дефицитом , то есть такой, где объём расходов превышает поступления) фактически нельзя назвать бюджетом, так как он заведомо нереален для исполнения.

Составление бюджета с профицитом (с превышением доходной части над расходной) влечёт за собой снижение эффективности использования бюджетных средств и, как следствие, повышение нагрузки на экономику.

Профицит бюджета

Профицит бюджета - превышение доходов бюджета над его расходами (ст. 6 БК РФ).

Методы бюджетного планирования

  1. Лимитирование бюджетных расходов, то есть установление их предельных величин для каждого бюджетного учреждения по каждому виду расходов.
  2. Распределение доходов между бюджетами разных уровней соответственно распределению их расходных полномочий.
  3. Мероприятия по максимизации бюджетных доходов, выявление дополнительных резервов на основе мониторинга деятельности бюджетных учреждений.
  4. Модернизация бюджетного регулирования в сфере межбюджетных отношений.
  5. Планирование бюджетных расходов, влекущих за собой потенциальный рост доходов за счёт стимулирования экономики и эффективного решения социальных задач.
  6. Соблюдение принципа экономии расходов; отказ от затрат, не являющихся необходимыми с точки зрения общественного блага.
  7. Использование таких форм бюджетных заимствований, которые обеспечивают наиболее надёжное и эффективное привлечение денежных средств с финансовых рынков.

Важным инструментом в деле обеспечения сбалансированности бюджета на стадии его исполнения является процедура санкционирования бюджетных расходов . Она предусматривает контроль со стороны казначейских органов за соблюдением бюджетными учреждениями установленных лимитов бюджетных обязательств. Этим достигается недопущение расходов, не предусмотренных бюджетом, а также выдерживание сроков осуществления расходов. В случае текущего снижения доходов бюджета относительно плановых величин, предусмотрен механизм сокращения и блокировки расходов бюджета. Необходимо постоянно осуществлять финансовый контроль за целевым, экономным и эффективным хозяйствованием в бюджетных учреждениях, мониторинг динамики бюджетных расходов.

Причины образования бюджетного дефицита

Причинами возникновения бюджетного дефицита могут выступать:

  1. Рост государственных расходов в связи со структурной перестройкой экономики и необходимостью развития промышленности.
  2. Сокращение доходов государственного бюджета в период экономического кризиса.
  3. Чрезвычайные обстоятельства (войны, массовые беспорядки, крупные катастрофы, стихийные бедствия)
  4. Неэффективность финансовой системы государства.
  5. Политический популизм, выражающийся в росте социальных программ, не обеспеченных финансовыми ресурсами.
  6. Коррупция в государственном секторе.
  7. Неэффективность налоговой политики, вызывающая увеличение теневого сектора экономики.

Классификация бюджетного дефицита

1. По характеру возникновения:

  • случайный (обусловлен временными разрывами в поступлении и расходовании средств);
  • действительный (объясняется невосполняемым отставанием роста доходов бюджета от роста расходов, закладывается в законе о бюджете на финансовый год в качестве предельной величины но может оказаться выше или ниже в процессе исполнения бюджета).

2. По продолжительности:

  • хронический (повторяется в бюджете из года в год, чаще всего является следствием продолжительного экономического кризиса);
  • временный (является не столь опасным для экономики и возникает в силу случайных колебаний доходов и расходов, при неумелом управлении также может перерасти в хронический).

3. По отношению к плану:

  • плановый (предусмотрен законодательным актом о бюджете);
  • внеплановый (объясняющийся непредвиденным ростом расходов или резким сокращением доходов).

Меры по управлению бюджетным дефицитом

  1. Эмиссионное покрытие бюджетного дефицита.
  2. Налоговое покрытие бюджетного дефицита.
  3. Секвестирование бюджета.

Структура бюджета РФ включает в себя комплекс финансовых систем разных уровней, который основан на социально-экономических взаимодействиях и отраслевом законодательстве. Функционирование этого института связано с решением ряда вопросов. Одним из них выступает проблема сбалансированности бюджета.

Основы функционирования

Формирование бюджета осуществляется посредством выполнения следующих мероприятий:

  1. Созданием прибыльной части.
  2. Распределением средств по уровням системы.
  3. Балансированием затратной и прибыльной долей.
  4. Распределением средств по потребностям всех уровней.

Структура бюджета включает в себя финансовые системы:

  1. Федерального уровня и государственных дополнительных фондов.
  2. Субъектов и территориальных гос. источников.
  3. Муниципальных образований.

С 2001-го года государственные фонды медицинского и социального страхования консолидируются в бюджетную систему и федеральные финансы. Только ПФР функционирует автономно.

Отраслевое законодательство

Формирование бюджета осуществляется по критериям, заложенным в ст. 28 БК. К ним, в частности, относят:

  1. Единство системы. Это значит, что правовая база и формы документации на всех уровнях едины.
  2. Затраты и поступление на бюджет разграничиваются между звеньями системы.
  3. Самостоятельность института.
  4. Принцип сбалансированности бюджета.
  5. Гласность - открытость доступа к принятым отраслевым законам.
  6. Достоверность - реалистичность и надежность расчета статей.

Конкретные значения по распределению средств каждый год устанавливаются Законами, регламентирующими концентрацию и распределение финансов на федеральном и областном (республиканском) уровнях.

Принцип сбалансированности бюджета

Он выступает в качестве одного из ключевых параметров, используемых при построении системы. Суть его состоит в таком состоянии института, при котором затраты и доходы бюджета уравновешены. Главной задачей является достижение равенства их значений или максимальной приближенности друг к другу. Сбалансированность бюджета считается нормальным состоянием финансовой деятельности.

Возможные отклонения

В случае когда доходы бюджета выше, чем затраты, возникает состояние профицита. Другими словами, сальдо системы положительно. Однако на практике чаще всего возникает другая ситуация - расходы бюджета превышают прибыль. В этих случаях имеет место дефицит или отрицательное сальдо. Уравновесить эти статьи можно, увеличив прибыль или уменьшив расходы бюджета.

Дефицит

Отрицательное сальдо может обуславливаться разными причинами. В некоторых случаях государство сознательно увеличивает дефицит. Это делается для стимулирования экономической деятельности и совокупного спроса во время производственного спада. В такие периоды власть принимает специальные решения, исполнение которых направлены на повышение уровня занятости или снижение налогов. В результате увеличиваются затраты и уменьшается прибыль, что приводит к дефициту. Такое отрицательное сальдо называют структурным. Существует также циклический дефицит. На него не так сильно влияют налоги в бюджет. Такой дефицит обуславливается общим снижением производства, происходящего в кризисные моменты, и выступает в качестве результата циклического экономического развития. Кроме этого, выделяют пассивный и активный дефицит. Последний создается при превышении затрат над прибылью, а первый - при понижении налоговых тарифов и прочих отчислений, что, в свою очередь, является результатом снижения темпов роста экономики, недоплат и прочего.

Уравновешенность статей

Принцип сбалансированности позволяет приблизить значения затрат и прибыли даже при дефиците. Если издержки очень высоки, а имеющиеся средства не покрывают их, то финансовый план не может быть исполнен. Несбалансированный бюджет нереален изначально. Неуравновешенность статей делает его фиктивным. Формирование финансового плана профицитом также нежелательно.

Это обусловлено тем, что в этом случае имеет место завышенная нагрузка на экономику и снижение общей эффективности распределения и использования средств. Таким образом, сбалансированность бюджета вступает в качестве обязательного требования в процессе создания финансового плана. За счет нее осуществляется нормальное функционирование органов госвласти на всех уровнях. При несбалансированности даже небольшой части возникает задержка финансирования муниципальных и государственных заказов, сбоям в сметной системе. Вследствие этого появляются неплатежи в народнохозяйственном секторе.

Обеспечение сбалансированности бюджета

Наилучшим вариантом считается разработка бездефицитного финансового плана. В нем объем расходов, включая отчисления в счет погашения и обслуживания государственного долга, меньше размера прибыли. Если дефицита избежать не удается даже при условии полного использования обычных источников финансирования, приходится прибегать к заимствованиям в разных формах. Сбалансированность бюджета может быть достигнута разными способами. Одни методы используются при непосредственном составлении финансового плана, другие - в процессе его исполнения. Среди наиболее распространенных средств первой группы можно выделить следующие:


Меры при исполнении финансового плана

Сбалансированность бюджета может достигаться следующими методами:

  1. Введением процедуры санкционирования затрат.
  2. Строгим соблюдением принятых лимитов финансовых обязательств, направленных на реально привлекаемую прибыль.
  3. Установлением оптимальных сроков реализации расходов.
  4. Использованием механизма снижения и блокировки затрат.
  5. Совершенствованием системы финансирования на базе постепенного прекращения дотирования действующих предприятий и введения абсолютной имущественной ответственности субъектов хозяйствования за исполнение принятых обязательств перед партнерами и государством.
  6. Мобилизацией дополнительных источников роста прибыли.
  7. Последовательным проведением финансового надзора за эффективным, экономным и целевым расходованием средств.
  8. Оказанием помощи другими бюджетами, использованием резервов и так далее.

Ежегодное уравновешивание

В экономической теории рассматривается несколько концепций сбалансированности. В соответствии с одной точкой зрения, финансовый план должен уравновешиваться ежегодно. Такая концепция была широко распространена в большинстве развитых государств до 30-х годов 20-го столетия. По мнению сторонников этой теории, ежегодная сбалансированность бюджета позволяет правительствам осуществлять более ответственную политику. Государство функционирует по имеющимся средствам, не накапливает займы, не провоцирует инфляцию.

При снижении прибыли правительству нужно или повышать налоги, или уменьшать затраты. В случае ее увеличения государство должно действовать прямо противоположно. Следует, между тем, отметить, что стремление всеми силами бороться с дефицитом, не делая заимствований, может вызвать негативные последствия для хозяйственной системы в любой стране. Сегодня на практике данная концепция используется ограниченным количеством стран с переходной и развивающейся экономикой.

Цикличное выравнивание

Теоретические основы этой концепции были заложены Кейнсом. Так была отвергнута ежегодная сбалансированность бюджета, фактически были легализованы дефициты для стимулирования экономической системы. Суть данной теории заключается в том, что в период спада государство должно увеличить затраты. При этом налоговые отчисления должны быть снижены. В таком случае дефицит финансовой системы неизбежен. На протяжении стадии подъема государство, повышая ставки налогообложения, рассчитывается с имеющимися долгами. В результате, к завершению цикла финансовая система уравновешивается. Эта концепция означает, что государство проводит антициклическое воздействие, одновременно стремясь к сбалансированности бюджета. В данной теории большое значение имеют "встроенные стабилизаторы". К ним относят:

  1. Прогрессивную систему налогообложения.
  2. Трансфертные государственные платежи (социальные отчисления, пособия по нетрудоспособности и прочее).

При их использовании объем совокупного спроса может увеличиваться или уменьшаться автоматически в зависимости от фазы экономического цикла и в противоположную сторону движения конъюнктуры. Эта концепция, однако, обладает существенным недостатком. В ней не учитываются различия глубины и длительности подъемов и спадов. Эти показатели спрогнозировать крайне проблематично.

Концепция "второстепенности"

Согласно третьей концепции сбалансированность бюджета невозможна и не нужна. Если учесть, что в условиях современности существуют устойчивые факторы, которые увеличивают дефицит, то следует более полно использовать государственные займы в качестве законного источника прибыли. Именно такой кредит, по мнению сторонников концепции, может не только компенсировать разницу доходов и затрат, но и привлечь к себе дополнительную часть сбережений с последующим инвестированием ее в экономику. Приверженцы этой идеи главной государственной задачей видят в стимулировании роста экономики. Ее реализация может сопровождаться и положительным (устойчивым) бюджетным сальдо, и стабильным дефицитом. Такая ситуация, например, характерна для финансовой системы США и некоторых стран Европы.

Финансовая обстановка в России

Согласно действующему Бюджетному кодексу, Госдума может принимать только сбалансированный финансовый план. В этой связи вместе с прибыльными статьями должен присутствовать и дефицит. Он выступает в качестве балансирующего звена. В то же время в затратной части выделяется особая статья, регулирующая отчисления на обслуживание и погашение государственных займов. При обнаружении профицита в бюджетной системе необходимо:

  1. Снизить привлечение прибыли от продажи муниципальной или государственной собственности.
  2. Уменьшить налоговую прибыль.
  3. Спланировать направление средств на погашение обязательств по долгам.
  4. Повысить бюджетные расходы, в том числе посредством передачи части прибыли в финансовые системы остальных уровней.

Источники средств

При принятии дефицитного бюджета на предстоящий год, в соответствии с БК, следует определить резервы финансирования. Источники средств различаются в зависимости от уровня системы. Для федерального бюджета в качестве них выступают:

  1. Прибыль от продажи государственных запасов драгметаллов и камней.
  2. Кредиты, полученные в рублях.
  3. Государственные займы, реализуемые выпуском ценных бумаг.
  4. Прибыль от продажи акций организаций.
  5. Бюджетные ссуды, которые получены от финансовых систем других уровней.
  6. Прибыль от продажи госсобственности.
  7. Доходы от приватизации организаций, принадлежащих государству.

Эти источники считаются внутренними. Средства могут поступать и из внешних источников:


Заключение

Сегодня сбалансированность бюджета необходимо обеспечивать на всех уровнях финансового управления. На реализацию этой задачи должны быть направлены все усилия и профессионализм сотрудников соответствующих органов власти. Особое значение в современных условиях имеют устойчивость финансовой системы и ответственность государственных институтов за ее обеспечение.

1.2 Бюджетная классификация. Доходы и расходы

Бюджеты всех уровней формируются и исполняются в пределах показателей единой бюджетной классификации.

Бюджетная классификация - это законодательно устанавливаемая по однородным признакам группировка доходов и расходов бюджета, а также источников покрытия его дефицита, используемая для составления и исполнения бюджетов всех уровней 3 .

Бюджетная классификация РФ включает следующие уровни 4 :

классификацию доходов бюджетов

классификацию расходов бюджетов

классификацию источников финансирования дефицитов бюджетов

классификацию операций публично-правовых образований

Классификация доходов бюджетов РФ основывается на законодательных актах РФ, определяющих источники формирования доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ. Структура доходов бюджета приведена на рисунке 1.1.

Рис 1.1 схема доходов государственного бюджета 5

Доходы бюджета – это денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством в распоряжение органов государственной власти соответствующего уровня.

Выделяют следующие виды доходов бюджета: налоговые (федеральные, региональные и местные налоги и сборы, а также штрафы и пени), неналоговые , а также доходы целевых бюджетных фондов .

Среди налоговых доходов наиболее значительное место занимают налог на добавленную стоимость, налог на прибыль предприятий и организаций и различные акцизы.

К неналоговым доходам относятся: доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности; дохо­ды от продажи имущества; доходы в виде финансовой помощи и бюджетных ссуд, полученных от бюджетов других уровней бюджетной системы; средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, админист­ративной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, доходы от платных услуг.

Помимо собственных, в бюджетах 2-го и 3-го уровней выделяют регулирующие доходы - федеральные или региональные налоги и платежи, по которым устанавливаются процентные нормативы отчислений в бюджеты субъектов или местные бюджеты на финансовый год или на долговременной основе (в отличие от закрепленных доходов, полностью поступающих в соответствующий бюджет).

Экономическая сущность налогов заключается в том, что возникают денежные отношения, имеющие четкую объективную обусловленность, а именно они позволяют государству получать определенную сумму денежных средств от первичных получателей доходов.

И еще один вид доходных поступлений - безвозмездные перечисления, которые могут осуществляться как со стороны экономических субъектов данной страны или других стран, так и за счет перераспределения средств из других форм бюджетов.

Расходы бюджета - это экономические отношения, которые возникают в процессе распределения бюджетных средств на нужды хозяйства и на выполнение функций государства.

Бюджетные расходы можно классифицировать по различным признакам. В зависимости от экономического содержания (текущие - закупка товаров и оплата услуг, субсидии, текущие трансферты, и капитальные - вложения в основные средства); по их роли в воспроизводстве (расходы, направляю­щиеся в сферу материального производства и на развитие сферы услуг); по отраслям (промышленность, сельское хозяйство, транспорт, связь, образо­вание, здравоохранение); целевому назначению (капитальные вложения, до­тации, расходы на заработную плату); общественному назначению. С учетом общественного назначения расходов бюджетные средства могут выделяться на нужды всего хозяйства, на социально-культурные мероприятия, на обо­рону, управление.

Доходы и расходы бюджетов должны быть сбалансированы. Если же доходы не равны расходам, то бюджет либо профицитный, либо дефицитный.

Более подробно поговорим об этом в следующей главе.

ГЛАВА 2. СБАЛАНСИРОВАННОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА

Ключевой принцип финансовой политики – отсутствие бюджетного дефицита, обеспечение его сбалансированности.

Сбалансированный бюджет – бюджет, в котором соблюдено соответствие между расходами и доходами. 6

Таким образом, должно выполняться условие 7:

S до = S ро (2.1)

где, S до – общая сумма доходов

S ро – общая сумма расходов

В процессе исполнения бюджета может возникнуть ситуация, при которой сумма доходов превысит сумму расходов, такое явление в бюджете называют профицитом

П= S до - S ро >0 (2.2)

Если в процессе исполнения бюджета обнаружиться превышение расходов над доходами, такое состояние называют дефицитом

Д= S до - S ро (2.3)

Профицит бюджета (положительное сальдо государственного бюджета) может быть использован на досрочные выплаты долгов или на образование финансового резерва. При дефиците бюджета должны быть указаны источники финансирования дефицита (они различны в зависимости от уровня бюджетной системы). Основными источниками покрытия дефицита являются различные кредиты, займы, ссуды, привлекаемые от российских и зарубежных юридических лиц, международных финансовых организаций, правительств иностранных государств, по которым возникают долговые обязательства РФ как заёмщика или гаранта погашения займов другими заёмщиками.

Рассмотрим дефицит и профицит бюджета более подробно.

2.1 Дефицит бюджета

Дефицит бюджета – это сумма, на которую в данном году расходы бюджета превосходят его доходы. 8

К причинам бюджетного дефицита относятся: спад производства; массовый выпуск «пустых» денег; излишне, неоправданно раздутые социальные программы; оборот теневого капитала в огромных масштабах.

Возможными причинами бюджетного дефицита являются и чрезмерные государственные расходы, хищения, потери произведенной продукции и многое другое, пока не поддающееся учету.

Выделяют три способа покрытия бюджетного дефицита:

государственные займы

усиление налогообложения

производство денег

В связи с этим выделяют несколько концептуальных подходов к проблеме бюджетного дефицита 9 .

- Первая концепция базируется на том, что бюджет должен быть ежегодно сбалансирован.

- Вторая концепция базируется на том, что бюджет должен быть сбалансирован в ходе экономического цикла, а не ежегодно. Данная концепция предполагает, что правительство осуществляет антициклическое воздействие и одновременно стремится сбалансировать бюджет.

- Третья концепция предполагает, что целью государственных финансов является обеспечение сбалансированности экономики, а не бюджета, при этом достижение экономической стабильности может сопровождаться в том числе и устойчивым бюджетным дефицитом.

Бюджетная политика РФ сейчас базируется на традиционной первой концепции. Требования бездефицитного бюджета является важнейшим принципом нашего экономического развития.

В России дефицит бюджета в течение длительного времени рос быстрыми темпами, что отрицательно сказывалось на решении экономических и социальных задач, вело к нарастанию внешнего долга страны, сдерживало приток иностранных инвестиций. За последние годы у руководящих кадров страны сложилась своеобразная психология, которая, к сожалению, приобрела силу инерции и не изжита до сих пор. Она негативно воздействует на принятие кардинальных политических и экономических решений, сдерживает общественный прогресс 10 .

Важнейшей же причиной дефицитности бюджета становится, как правило, несовершенство налоговой системы. Это связано, прежде всего, с высокими ставками многих налогов, что привело к значительному сокращению налоговых поступлений. Зависимость поступлений в бюджет от налоговых ставок находит свое теоретическое обоснование в положении А. Лаффера, согласно которому чрезмерное повышение налоговых ставок на доходы предприятий и физических лиц снижает стимулы к капиталовложениям, замедляет экономический рост и приводит к повсеместному уклонению от уплаты налогов. Всё это, в конечном счете, отрицательно сказывается на поступлениях в государственный бюджет.

Графическое отображение зависимости между доходами государственного бюджета и динамикой налоговых ставок получило название кривой Лаффера.

0 H M Общая сумма налога

Рис. 2.3 Кривая Лаффера 11

Согласно рис. 2.3 при увеличении налоговой ставки доходы в госбюджет возрастают. Возрастание происходит до тех пор, пока не будет достигнут оптимальный размер налоговой ставки H 0 , обеспечивающий максимальные поступления в бюджет в размере H M . Дальнейшее повышение налоговой ставки уменьшает стимулы к труду, предпринимательской деятельности и при возрастании налоговой ставки доходы бюджета уменьшаются. Теоретически, при 100%-ном уровне налогообложения поступления в бюджет могут приблизиться к нулю. Таким образом, снижение чрезмерно высоких налогов в длительном периоде обеспечивает рост сбережений, инвестиций, занятости, и, следовательно, налоговых поступлений в бюджет.

Как было сказано выше, огромное значение для регулирования госбюджета имеет налоговая реформа, которая призвана снизить налоговое бремя на налогоплательщиков, упростить налоговую систему и повысить качество налогового администрирования. Это в конечном итоге должно способствовать улучшению собираемости налогов и увеличить поступления в бюджет. Важным этапом налоговой реформы стало введение с 1 января 2001г. единого социального налога с регрессивной ставкой и 13%-ного подоходного налога со всех граждан. По словам различных официальных лиц, эта мера уже положительно сказалась на поступлениях в бюджет. Это объясняется положением Лаффера о зависимости бюджетных доходов от величины ставки налога. При снижении ставки процента до оптимальной величины, объем поступлений увеличился.

Сбережения, инвестиции и бюджетный дефицит

Сбережения представляют собой утечку определённой части совокупного спроса, т. е. ту часть потока доходов, которая уже не будет превращена в совокупный спрос на товары. А инвестиции – это инъекции в совокупный спрос, которые не возникают в результате процесса самого кругооборота, так как не зависят от уровня доходов. В точке экономического равновесия сумма сбережений равна общей сумме инвестиций. Используя это утверждение, попробуем по рисунку 2.2 проследить взаимосвязь между государственным бюджетом, сбережениями и инвестициями, которая будет иметь место при равновесии в экономике.

Рис. 2.2 Роль государственных расходов и налогов в кругообороте товаров и доходов 12

Начнём наше движение с фирм, чьи выплаты домашним хозяйствам создают доходы этих домашних хозяйств. Так как часть этих доходов уходит в форме чистых налогов, то, следовательно, она уже становится недоступной для предъявления спроса на товары. Остаток средств представляет собой располагаемый доход домашних хозяйств. Часть этих средств уходит в сбережения, покидая, таким образом, потребительский спрос, который является частью совокупного спроса. Одновременно существуют и два вида инъекций в совокупный спрос. Это государственные закупки и инвестиции. Если экономика находится в состоянии равновесия, то общая сумма утечки денежных средств должна быть равна сумме инъекций.