Непредоставление декларации. Могут ли наложить штраф за непредоставление налоговой декларации? Несвоевременная сдача декларации по НДС, как избежать штрафа

Непредоставление декларации. Могут ли наложить штраф за непредоставление налоговой декларации? Несвоевременная сдача декларации по НДС, как избежать штрафа

Каждый налогоплательщик должен представлять отчетность в налоговую инспекцию, однако не все и не всегда делают это своевременно. Рассмотрим, какая ответственность предусмотрена законодательством за несвоевременное представление деклараций .

Ответственность за несвоевременное представление отчетности для юридических лиц и должностных лиц организации предусмотрена нормами Налогового кодекса РФ и Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Налоговая ответственность

Штрафные санкции за установлены в ст. 119 НК РФ. Непредставление в установленный срок декларации в налоговый орган влечет штраф в размере 5% суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30% указанной суммы и не менее 100 руб. Если налогоплательщик не представил декларацию в налоговый орган в течение более 180 дней по истечении установленного срока, с него может быть взыскан штраф в размере 30% суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, и 10% суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц, начиная со 181-го дня.
Просрочка срока представления отчетности считается в рабочих днях.
Важно обратить внимание на то, что наступает и в случае нарушения срока на один день. В связи с чем не рекомендуется откладывать подачу отчетности на последний день, поскольку из-за возможных очередей появляется риск нарушения установленных сроков.
В настоящее время многие налогоплательщики представляют налоговые декларации в электронном виде. Если у налогоплательщика нет технической возможности сделать это в установленный срок, он может представить отчетность в бумажном варианте в установленный срок, а потом "досдать" в электронном формате. В этом случае санкций за несвоевременное представление отчетности не будет, поскольку ответственность установлена только за представление декларации с нарушением сроков, а не за представление декларации по неустановленной форме, в том числе не в электронном виде (Постановления ФАС Московского округа от 09.02.2009 N КА-А40/163-09, от 20.01.2009 N КА-А40/11260-08, ФАС Северо-Западного округа от 16.02.2009 по делу N А42-4491/2008).
Рассмотрим ситуации, в которых имеет место несвоевременное представление отчетности, и санкции, налагаемые на налогоплательщиков, допустивших нарушение сроков представления деклараций.

Ситуация 1 : несвоевременно представлена "нулевая" декларация, однако 180 дней с установленного срока подачи декларации еще не прошло

На первый взгляд такое нарушение чревато взысканием минимального штрафа в размере 100 руб. за несвоевременное представление декларации в течение срока 180 дней. Однако в Налоговом кодексе РФ не указано конкретно, можно ли взыскать на основании данной нормы штраф за несвоевременную подачу "нулевой" декларации.
По данному вопросу есть две противоположные точки зрения.
Первая: при несвоевременном представлении "нулевой" декларации взыскивается штраф в сумме 100 руб. (Письма Минфина России от 27.10.2009 N 03-07-11/270, от 16.01.2008 N 03-02-07/1-14, УФНС России по г. Москве от 16.03.2009 N 20-14/4/[email protected] и др.). Данной точки зрения придерживаются и некоторые арбитражные суды. В качестве примера можно привести Постановления ФАС Северо-Западного округа от 25.02.2009 по делу N А56-28215/2007, ФАС Западно-Сибирского округа от 17.12.2008 N Ф04-7250/2008(16478-А45-42), ФАС Уральского округа от 12.05.2008 N Ф09-3291/08-С2.
Основным аргументом, подтверждающим необходимость взыскания штрафа, является тот факт, что налогоплательщик обязан был подать декларацию, несмотря на отсутствие объекта налогообложения. И за неисполнение этой обязанности накладывается санкция в виде штрафа.
Вторая: при несвоевременном представлении "нулевой" декларации штраф не взыскивается, поскольку сумма налога к уплате равна нулю. В частности, к такому выводу пришли многие арбитражные суды (Постановления ФАС Северо-Западного округа от 30.06.2009 по делу N А26-7635/2008, ФАС Восточно-Сибирского округа от 24.09.2008 N А19-697/08-32-Ф02-4671/08, от 16.09.2008 N А19-1984/08-15-Ф02-4503/08 и пр.).
При обосновании своей позиции суды указали, что согласно ст. 119 НК РФ размер штрафа определяется исходя из суммы налога, подлежащей фактической уплате в бюджет. Таким образом, если данная сумма равна нулю, то и штраф за несвоевременное представление декларации также должен быть равен нулю. ВАС РФ в Определении от 29.10.2009 N ВАС-13444/09 поддержал эту точку зрения, указав, что штраф при несвоевременной подаче "нулевой" декларации не взыскивается по причине отсутствия базы для его расчета.

Ситуация 2 : "нулевая" декларация подана по истечении 180 дней

Налогоплательщик привлекается к ответственности за непредставление декларации в течение более 180 дней после окончания срока ее подачи. При этом минимальный размер штрафа не предусмотрен (п. 2 ст. 119 НК РФ).
По данному вопросу также существуют две противоположные точки зрения.
Первая: при нарушении срока представления "нулевой" декларации более чем на 180 дней следует уплатить штраф в размере 100 руб. (Постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 21.03.2007 N А78-4063/06-С2-8/216-Ф02-1433/07, от 01.03.2007 N А19-15990/06-32-Ф02-743/07). Вторая: при нарушении срока представления "нулевой" декларации более чем на 180 дней штраф в размере 100 руб. платить не нужно. Данной точки зрения придерживается Минфин России в Письме от 13.02.2007 N 03-02-07/1-63, УФНС России по г. Москве в Письме от 16.03.2009 N 20-14/4/[email protected] Именно эта точка зрения лежит в основе решений арбитражных судов (Постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 11.01.2008 N А19-18641/06-33-52-Ф02-9586/07, ФАС Уральского округа от 18.06.2007 N Ф09-4526/07-С2 и др.), а также Президиума ВАС РФ (Постановление от 10.10.2006 N 6161/06 по делу N А45-1098/05-45/40).
В обоснование этой позиции приводятся два аргумента. Во-первых, в п. 2 ст. 119 НК РФ отсутствует конкретное указание о взыскании минимального штрафа за несвоевременное представление "нулевой" декларации. Во-вторых, согласно этой статье размер штрафа определяется исходя из суммы налога, подлежащей фактической уплате в бюджет. Поэтому если данная сумма равна нулю, то и штраф за непредставление декларации также равен нулю.
На наш взгляд, при подаче "нулевой" декларации с нарушением установленного срока штраф можно не платить независимо от срока просрочки (более или менее 180 дней).

Ситуация 3 : содержащая обязательства по уплате налогов декларация подана несвоевременно, при этом налогоплательщик имеет переплату по данному налогу

В данном случае не возникает вопроса о неотвратимости штрафных санкций (п. 13 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 17.03.2003 N 71). Наличие переплаты не освобождает налогоплательщика от ответственности за непредставление налоговой декларации (Постановление ФАС Поволжского округа от 09.10.2008 по делу N А57-1337/2008).
Однако возникает вопрос о том, как рассчитывается штраф. Налоговый кодекс РФ не содержит необходимых разъяснений, поэтому существуют две противоположные позиции.
Первая: если налог был уплачен в срок, привлечение к ответственности за несвоевременное представление налоговой декларации по п. 1 ст. 119 НК РФ возможно только в виде взыскания штрафа в размере 100 руб. (Письмо Минфина России от 27.03.2008 N 03-02-07/1-133, Постановление ФАС Уральского округа от 24.09.2007 N Ф09-7145/07-С3). Основанием является уплаченный в срок налог.
Вторая: если налог был уплачен в срок, при привлечении к ответственности за несвоевременное представление налоговой декларации по п. 1 ст. 119 НК РФ размер штрафа определяется исходя из суммы налога, указанной в несвоевременно поданной декларации (Постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 07.11.2007 N А19-1223/07-30-Ф02-8369/07, А19-1223/07-30-Ф02-8373/07, ФАС Уральского округа от 19.06.2007 N Ф09-4569/07-С3 и др.). Во-первых, уплата налога по несвоевременно представленной декларации не влияет на привлечение к ответственности за несвоевременную подачу декларации. Во-вторых, размер штрафа определяется исходя из данных, отраженных в декларации, независимо от факта и (или) срока уплаты налога.
На наш взгляд, в рассматриваемой ситуации налогоплательщику целесообразно уплатить штраф в сумме 100 руб., обосновывая свою позицию положениями Письма Минфина России от 27.03.2008 N 03-02-07/1-133.

Ситуация 4 : декларация подана несвоевременно, при этом за данный период должна быть уплачена сумма налога, отличающаяся от указанной в декларации

Размер штрафа исчисляется исходя из суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основе представленной с нарушением срока (непредставленной) декларации. В Налоговом кодексе РФ не разъясняется, как рассчитывается штраф, если фактически за данный период подлежит уплате сумма налога, отличающаяся от указанной в декларации.
Позиция, выраженная в Письме ФНС России от 01.04.2009 N ШС-22-7/[email protected]: размер штрафа исчисляется не на основании указанной в декларации суммы, а исходя из суммы налога, фактически подлежащей уплате налогоплательщиком. Сумма штрафа определяется на основании данных, указанных в уточненной декларации, либо на основании данных, полученных в результате камеральной налоговой проверки уточненной налоговой декларации.

Ситуация 5 : несвоевременно подана содержащая обязательства по уплате налогов "промежуточная" декларация

Как следует из Письма Минфина России от 05.05.2009 N 03-02-07/1-228, к организации не применяются санкции за нарушение сроков сдачи "промежуточных" деклараций по налогу на прибыль. Единственная санкция, грозящая в таком случае, - штраф за непредставление сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, равный 50 руб. за несданный документ, т.е. за несвоевременно представленный расчет авансового платежа.
ФАС Северо-Кавказского округа в Постановлении от 22.12.2009 по делу N А32-19097/2009-51/248 указал, что взыскание штрафа за несвоевременную подачу "промежуточной" отчетности неправомерно, поскольку ответственность за непредставление в установленные сроки расчетов не предусматривается.
Декларация - это письменное заявление налогоплательщика о доходах, расходах и исчисленной сумме налога. Поскольку налог на прибыль организация исчисляет по итогам налогового периода - календарного года, то "декларация" по этому налогу за отчетный период (I квартал, полугодие и девять месяцев календарного года) есть не что иное, как расчет авансового платежа, а не налоговая декларация. Следовательно, за несвоевременное представление расчета авансового платежа по налогу на прибыль ответственность не наступает.

Административная ответственность

Привлечение организации к ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает ее должностных лиц при наличии соответствующих оснований от административной, уголовной или иной ответственности, предусмотренной законами Российской Федерации.
Административная ответственность установлена КоАП РФ.
Согласно ст. 15.5 КоАП РФ нарушение установленных сроков представления декларации в налоговый орган по месту учета влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 300 до 500 руб.
Должностное лицо может понести наказание за административное нарушение в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники организаций несут административную ответственность как должностные лица, если законом не установлено иное. На основании изложенных норм УФНС России по г. Москве в Письме от 29.08.2008 N 09-14/081895 сделало вывод о правомерности привлечения руководителя организации к административной ответственности за непредставление декларации.

Отражение в учете санкций за несвоевременное представление деклараций

Налоговый учет

Расходы в виде штрафов и других санкций, перечисляемых в бюджет (государственные внебюджетные фонды), не учитываются при определении базы по налогу на прибыль.

Бухгалтерский учет

Суммы причитающихся к уплате налоговых санкций отражаются учетными записями по дебету счета 99 "Прибыли и убытки" в корреспонденции с кредитом счета 68 "Расчеты по налогам и сборам". Сумма штрафных санкций не участвует в формировании показателя бухгалтерской прибыли, исходя из которого исчисляется условный расход (доход) по налогу на прибыль. При их начислении постоянная разница в бухгалтерском учете не возникает.

Пример. По решению налогового органа организации начислен штраф за несвоевременное представление бухгалтерской отчетности в сумме 30 000 руб. В бухгалтерском учете производятся следующие записи:
Д-т сч. 99 "Прибыли и убытки"
К-т сч. 68 "Расчеты с бюджетом по налогам и сборам"
30 000 руб.
начислен штраф;
Д-т сч. 68 "Расчеты с бюджетом по налогам и сборам"
К-т сч. 51 "Расчетные счета"
30 000 руб.
оплачен штраф с расчетного счета.

Штраф за несвоевременную сдачу декларации по итогам налогового периода составляет 5% от не уплаченной в срок суммы налога, подлежащей уплате в соответствии с этой декларацией, за каждый месяц просрочки (полный или неполный). Максимальная сумма штрафа за непредставление декларации определяется как 30% от указанной суммы, а минимальная равна 1000 руб. и не зависит от неуплаченной суммы налога (п. 1 ст. 119 НК РФ). При этом если у налогоплательщика, опоздавшего со сдачей отчетности, нет недоимки по налогу или суммы налога к уплате по соответствующей декларации, то от ответственности он не освобождается и все равно должен уплатить штраф - 1000 руб. (п. 18 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57 , Письмо Минфина России от 14.08.2015 N 03-02-08/47033).

По схожей схеме определяется сумма штрафа за несданный вовремя расчет по страховым взносам. Размер штрафа составит 5% от суммы не уплаченных в срок взносов, подлежащих уплате на основании расчета за последние 3 месяца, за каждый месяц просрочки (полный или неполный). При этом сумма штрафа не может превышать 30% от указанной суммы, а минимальная составляет 1000 руб. (п. 1 ст. 119 НК РФ).

Отчетность по итогам отчетного периода

По некоторым налогам организации и ИП должны отчитываться не только по окончании налогового периода, но и после каждого отчетного периода. К примеру, ежеквартально или ежемесячно сдавать декларацию по налогу на прибыль (п. 1 ст. 289 НК РФ). Возможен ли штраф за несвоевременное предоставление налоговой декларации за отчетный период?

Пленум ВАС ответил, что нет. Ведь при непредставлении такой налоговой декларации (расчета) налогоплательщик может недоплатить только аванс по налогу, а не сам налог. Поэтому ст. 119 НК РФ в такой ситуации применяться не должна (п. 17 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57 , Письмо ФНС от 22.08.2014 N СА-4-7/16692).

Следовательно, привлечь налогоплательщика к ответственности можно лишь за непредставление документа, предусмотренного НК РФ. И штраф составит 200 руб. (п. 1 ст. 126 НК РФ).

Штрафы за непредставление другой отчетности в налоговую

Кроме ответственности за несвоевременную сдачу налоговой декларации, НК РФ предусматривает штрафы и за непредставление других налоговых документов.

Так, за опоздание со сдачей форм 2-НДФЛ налоговики смогут взыскать с организации или ИП штраф в размере 200 руб. за каждую непредставленную в срок справку (п. 1 ст. 126 НК РФ). А в отношении 6-НДФЛ - штраф будет 1000 руб. за каждый полный или неполный месяц просрочки (

Согласно статье 23 Налогового кодекса Российской Федерации одной из обязанностей налогоплательщика является представление в установленном порядке налоговых деклараций.

Налоговая декларация является официальным письменным заявлением налогоплательщика о полученных им за определенный период доходах, произведенных расходах, существующих источниках доходов, исчисленной сумме налога, налоговых льготах и других, связанных с исчислением и уплатой налога, данных. Налоговая декларация должна подаваться в налоговый орган в указанные законом сроки. Непредставление или несвоевременное представление налоговой декларации влечет ответственность в установленном порядке.

Непредставление декларации вовремя является самостоятельным видом налогового правонарушения. Поэтому на применение ответственности не влияет, например, факт уплаты налогоплательщиком суммы налога. Не освобождает от ответственности за неподачу декларации и то, что подлежащая уплате сумма налога равна нулю в связи с отсутствием доходов. Данной позиции придерживается, в частности, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа. Так, этим судом было рассмотрено дело о взыскании с индивидуального предпринимателя налоговых санкций за несвоевременную подачу налоговых деклараций по налогу с продаж и НДС (Постановление от 26 ноября 2002 г. N А78-5403/02-С2-8/168-Ф02-3441/02-С1). ФАС ВСО установил, что суд первой инстанции сделал неверный вывод о том, что обязанность по представлению налоговой декларации в налоговый орган возникает лишь в случае получения доходов. ФАС ВСО также отметил, что согласно пункту 1 статьи 119 НК РФ при непредставлении налогоплательщиком в установленный срок налоговой декларации при отсутствии в налоговых декларациях сумм подлежащих уплате налогов, следует применять минимальный размер налоговых санкций - 100 рублей за каждую не представленную вовремя декларацию. В отношении установленного законом минимального размера штрафа следует заметить, что он взыскивается только в тех случаях, когда размер суммы штрафа, исчисленный в процентном отношении к сумме подлежащего уплате налога в соответствии со статьей 119, составляет менее 100 рублей. Поэтому штраф в минимальном размере не может быть применен к тем налогоплательщикам, которые полностью уплатили налог, но не представили налоговую декларацию по этому налогу. На это особо обратил внимание Президиум Высшего Арбитражного Суда в Постановлении от 20 августа 2002 г. N 2209/02.

Остановимся подробней на статье 119 НК РФ, так как именно она устанавливает ответственность за непредставление налоговой декларации. Согласно пункту 1 данной статьи, в случае если с момента окончания срока подачи декларации прошло не более 180 дней, с налогоплательщика взыскивается штраф в размере 5% от подлежащей уплате суммы налога за каждый полный или неполный месяц, начиная с 1-го дня просрочки, но не более 30% и не менее 100 рублей. Если же после окончания срока подачи декларации прошло более 180 дней, с налогоплательщика взыскивается штраф в размере 30% от подлежащей уплате суммы налога плюс 10% от той же суммы за каждый полный или неполный месяц, начиная со 181-го дня (п. 2 ст.119 НК РФ). Одновременное привлечение налогоплательщика к ответственности на основании пункта 1 и пункта 2 статьи 119 является неправомерным. Данный вывод подтверждает письмо МНС РФ от 28 сентября 2001 года N ШС-6-14/734.

Отметим, что статья 119 НК РФ применяется только в отношении налоговых деклараций. В частности, она не предусматривает ответственность за нарушение срока представления расчетных ведомостей в отделения Фонда социального страхования. О неправомерном привлечении к ответственности по статье 119 НК РФ за несвоевременное представление расчетов в ФСС неоднократно было указано в постановлениях федеральных арбитражных судов округов (например, в Постановлениях ФАС МО N КА-А40/5360-02 от 14.08.2002 г., N КА-А40/5133-02 от 29 июля 2002 г., N КА-А40/5451-02 от 12 августа 2002 г.).

Неправомерным является и такое действие налогового органа, как привлечение к ответственности по статье 119 за представление декларации, в которой не отражены сведения о сумме налога. Подобный случай был рассмотрен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа (Постановление от 10 января 2002 г. N Ф04/72-1423/А45-2001). Согласно приведенным в Постановлении данным налогоплательщик представил в установленные законодательством о налогах и сборах сроки декларации по налогу с продаж за октябрь, ноябрь и декабрь 1999 года и 2000 год, согласно которым у предприятия отсутствовали суммы налога, подлежащие взносу в бюджет. Позже налогоплательщик представил дополнительные налоговые декларации по налогу с продаж за октябрь, ноябрь и декабрь 1999 года и 2000 год, на основании которых предприятие должно уплатить налог в размере 32211 рублей. Налоговая инспекция расценила действия налогоплательщика как непредставление деклараций и вынесла решение о привлечении налогоплательщика к ответственности по пунктам 1 и 2 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации. ФАС ЗСО указал в решении, что налогоплательщик привлечен к ответственности по статье 119 Налогового кодекса Российской Федерации необоснованно.

Отмена решения налогового органа о привлечении налогоплательщика к ответственности за несвоевременную подачу налоговой декларации может быть произведена судом не только на основании неправильного применения норм материального права, но и в результате нарушения порядка привлечения налогоплательщика к ответственности. Согласно статье 101 НК РФ производство по делу о налоговом правонарушении должно осуществляться при соблюдении определенных требований. Так, по акту налоговой проверки налогоплательщик имеет право представить письменные объяснения или возражения, в этом случае материалы проверки должны рассматриваться в присутствии представителя налогоплательщика. О времени и месте рассмотрения материалов проверки налоговый орган должен известить налогоплательщика заблаговременно. И только в случае если налогоплательщик несмотря на извещение не явился, материалы проверки, включая представленные налогоплательщиком возражения, объяснения, другие документы и материалы, рассматриваются в его отсутствие. Нарушение данных требований может служить основанием для отмены решения налогового органа судом. Подтверждением сказанного служит Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 4 октября 2002 г. N А26-1891/02-02-02/95. В Постановлении рассмотрена ситуация, когда налоговая инспекция не известила налогоплательщика по надлежащему адресу о ведении производства о налоговом правонарушении, а также о времени и месте рассмотрения материалов проверки. В результате налогоплательщик не имел возможности представить письменные объяснения или возражения. Суд признал, что инспекцией был нарушен порядок привлечения налогоплательщика к налоговой ответственности, и посчитал необходимым отменить ее решение.

Нередко, рассматривая дело о применении ответственности за непредставление налоговой декларации, суд принимает во внимание наличие обстоятельств, смягчающих ответственность. Согласно статье 112 НК РФ такими обстоятельствами признаются: тяжелые личные или семейные обстоятельства, угроза или принуждение в силу материальной, служебной или иной зависимости, а также иные обстоятельства, которые судом могут быть признаны смягчающими ответственность. Например, из Постановления Федерального арбитражного суда Уральского округа от 6 марта 2002 г. N Ф09-425/02АК следует, что суд может признать смягчающими ответственность обстоятельствами такие, как незначительность просрочки или совершение правонарушения впервые. При наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства размер штрафа согласно пункту 3 статьи 114 НК РФ подлежит уменьшению не меньше, чем в два раза по сравнению с установленным Налоговым кодексом размером.

Хотелось бы также обратить внимание налогоплательщиков на существование срока давности взыскания налоговых санкций. Согласно статье 115 НК РФ такой срок составляет 6 месяцев со дня обнаружения налогового правонарушения и составления соответствующего акта. Как правило, факт несвоевременного представления налогоплательщиком декларации обнаруживается налоговой инспекцией в результате камеральной проверки. В этом случае составление акта законом не предусмотрено, поэтому срок давности исчисляется с той даты, когда налоговый орган получил декларацию. При подаче налоговым органом иска по истечении 6 месяцев с момента получения декларации срок давности взыскания санкции считается пропущенным. В результате суд может принять решение об отсутствии оснований для взыскания штрафа (например, Постановление ФАС Уральского округа от 6 сентября 2001 г. N Ф09-1777/01-АК).

В заключение необходимо подчеркнуть, что российское право не является прецедентным. Решения судов, вынесенные по конкретным делам, не являются источниками права, и поэтому они не обязательны для других судов при рассмотрении аналогичных дел. Тем не менее, решения федеральных арбитражных судов округов и Высшего Арбитражного Суда РФ имеют исключительно большое значение, так как нижестоящие суды нередко ими руководствуются в целях единообразного применения правовых норм.

Наталья Селиванова,
юрист компании "Гарант"


Наталья Селиванова, юрист компании "Гарант"

Сегодня существует достаточно много инструментов, которые может использовать бухгалтер. Однако на практике имеют место неполадки в функционировании ПО, человеческий фактор, разные которые приводят к нарушению требований НК. Соответственно, несоблюдение предписаний законодательства предполагает применение к виновным лицам санкций. Одной из них является штраф за несвоевременную сдачу декларации.

Нормативная база

В пункте первом ст. 119 НК установлен штраф за несвоевременную сдачу декларации. Это нарушение считается наиболее распространенным. В качестве санкции субъекту вменяется денежное взыскание в размере 5 % от невыплаченной суммы, определенной в отчетности. Штраф за несвоевременную сдачу декларации взимается за каждый полный или неполный месяц с даты, установленной для ее представления. Взыскание не может быть больше 30 % от указанной суммы, но не меньше 1 тыс. р. Кроме этого ответственность предусматривается по КоАП. В частности, по ст. 15.5 штраф за несвоевременную сдачу декларации накладывается на должностных лиц. Его размер составляет 300-500 р.

Исключения

Следует сказать, что не в каждом случае к субъекту могут быть применены санкции за нарушение установленного срока. Так, с учетом пояснений, присутствующих в пленарном Постановлении ВАС № 57, контролирующий орган (ФНС) выпустил свои разъяснения. В них, в частности, сказано о том, что если нарушены сроки представления документов за то использовать ст. 119 НК будет некорректно. Так, например, нельзя вменить штраф за несвоевременную сдачу декларации по налогу на прибыль за первый, второй, третий кварталы. Не взимается он также за отдельные месяцы - с 1-го по 11-й. Кроме этого нельзя применить штраф за несвоевременную сдачу декларации по налогу на имущество по авансовым платежам.

Разъяснения

В качестве основания для неприменения санкций выступает Письмо ФНС № СА-4-7/16692. В нем, в частности, сказано, что в ст. 58 (п. 3) НК предусматривается, что по кодексу может устанавливаться уплата предварительных платежей. Обязанность по их отчислению считается исполненной в том же порядке, что и для погашения суммы налога. Несоблюдение сроков по отчислению авансов не может рассматриваться как основание для привлечения к ответственности за нарушение НК. Ст. 119 применяется, если имела место несвоевременная сдача налоговой декларации. Штраф, таким образом, устанавливается за непредставление отчетности по всему периоду, а не по отдельным его частям. ФНС разъясняет, что ст. 119 не охватывает деяния, которые выразились в пропуске срока представления расчетов по авансовым платежам, независимо от того, как поименованы эти документы в главах НК.

Ст. 126 НК

В ней установлен штраф за несвоевременное предъявление документов либо прочих сведений, установленных в кодексе и других законодательных актах, если в деянии отсутствуют признаки нарушений, предусмотренных в ст. 129.4 и 119 НК. Размер взыскания - 200 р. с каждого непредставленного документа. При пропуске срока сдачи справок формы 2-НДФЛ также применяется ст. 126. То есть за каждую бумагу также придется заплатить 200 р.

Важный момент

При несвоевременном представлении декларации по ф. 3-НДФЛ, когда плательщиком выступает физлицо, ему может вменяться штраф по ст. 119 НК. При этом причиной взыскания может стать даже незначительная сумма, с которой агент забыл удержать в бюджет. В данном случае будет абсолютно неважно, знал ли об этом сам плательщик. Налоговому агенту надлежит уведомить о невозможности удержания само физлицо и инспекцию. Но далеко не все это делают. По подпункту 4 пункта 1 ст. 228 НК граждане, которые получают другие доходы, с которых не был удержан НДФЛ, должны произвести исчисление и уплату в соответствии с суммами таких поступлений. Тот факт, что плательщик даже понятия не имеет о том, что у него есть такая обязанность, не освобождает его от ответственности.

Письмо Минфина

О том, что плательщику, даже не знавшему о том, что он должен осуществлять какие-то отчисления со своих доходов, может быть вменен штраф, свидетельствует разъяснение Министерства финансов. В частности, Минфин пишет, что по ст. 226 (п. 4) НК налоговый агент обязан удержать рассчитанную налоговую сумму непосредственно с доходов плательщиков при фактической их выплате. В п. 5 этой же статьи предусмотрено, что в случае невозможности это сделать субъект обязан не позднее месяца со дня завершения периода, в котором данные обстоятельства имели место, сообщить об этом письменно самому физлицу (с чьего дохода производится удержание) и в контрольный орган (ФНС). При этом обязанность по расчету и уплате НДФЛ, а также по представлению декларации возлагается на плательщика.

Освобождение от наказания

Для привлечения самого лица, получившего доход, к ответственности, ФНС следует доказать факт, что нарушение имело место. Контрольный орган должен выяснить, в результате каких действий/бездействий не были соблюдены требования. В ст. 109 НК предусмотрено, что в случае отсутствия вины субъекта в совершении нарушения он не может быть привлечен к ответственности. В ст. 111 НК установлены те обстоятельства, при которых действует ст. 109. Это означает, что если плательщик не был уведомлен агентом о невозможности осуществить удержание, то вопрос о назначении наказания решается с учетом его вины.

Исключающие обстоятельства

Плательщик может нарушить предписания законодательства вследствие:

  1. Непреодолимых обстоятельств, стихийного бедствия и прочих чрезвычайных ситуаций.
  2. Пребывания в состоянии, в котором субъект не мог отдавать себе отчет в своем поведении или руководить своими действиями, в связи с болезнью.
  3. Исполнения письменных разъяснений по вопросам расчета, уплаты обязательных отчислений или по иным ситуациям, связанным с применением положений НК, которые были даны субъекту лично (либо относились к неопределенному кругу лиц) ФНС или иным уполномоченным органом в рамках их компетенции.
  4. Прочих обстоятельств, которые могут быть признаны налоговым органом либо судом, как исключающие вину.

Этот перечень, несмотря на присутствие в нем пункта 4, считается многими должностными лицами исчерпывающим. В этой связи плательщиков, которые не представили декларацию по ф. 3-НДФЛ, штрафуют на основании того, что незнание законодательства от ответственности не освобождает. В таких случаях специалисты рекомендуют запрашивать справку 2-НДФЛ от предприятия, выплатившего зарплату или иной доход. В сведениях, которые будут присутствовать в документе, будет видно, удерживался ли налог с этих поступлений.

ЕУНД

Единая декларация сдается теми субъектами, у которых в течение налогового периода не было движения средств на счетах. В данном случае идет речь не только о доходах, но и о расходах. Если же после представления отчетности было обнаружено, что предприятие осуществило хозяйственную операцию, к примеру отгрузку продукции, ему необходимо представить уточненную документацию.

Но контрольный орган иногда не принимает эту отчетность, требуя предъявить первичную. В таких ситуациях ФНС может вменить штраф за несвоевременную сдачу декларации по НДС. Как разъясняют уполномоченные инстанции, ЕУНД подается в соответствии с абзацем 2 пункта 2 ст. 80 НК. Если предприятие не совершает операции, вследствие которых имеет место движение средств на банковских счетах или кассе, оно вправе вместо деклараций по каждому налогу подать упрощенную (единую). При обнаружении объекта обложения за период, в котором была представлена отчетность, у плательщика появляется обязанность внести изменения в документацию и подать ее в порядке, предусмотренном в ст. 81. Если субъект это сделал, то ему не может вменяться штраф за несвоевременную сдачу декларации по НДС. Такая отчетность будет считаться уточненной.

Сроки

Выше был рассмотрен отдельный случай, когда не может вменяться штраф за несвоевременную сдачу декларации по НДС. В 2015 году размеры взысканий не претерпели каких-либо изменений. В законодательстве, однако, установлены сроки, по истечении которых сумма может увеличиться. Так, например, штраф за несвоевременную сдачу декларации по НДС в 2015 году составлял 5 % от вмененной суммы сбора, но не меньше 1000 р. Такая величина устанавливалась для субъектов, пропустивших до 180 дней с даты представления отчетности. Этот срок устанавливается и для других сборов. Например, штраф за несвоевременную сдачу декларации по УСН за 2014 год тоже составлял 5 % от вмененной суммы, но не менее 1000 р. Если плательщик не представляет документы больше 180 дней, то процент увеличивается в разы. Этот порядок также относится к каждому вмененному сбору. Например, штраф за несвоевременную сдачу декларации по транспортному налогу будет 30 % от суммы отчисления. Здесь также размер санкции не должен быть меньше 1 тыс. р.

Можно ли уменьшить санкции?

В законодательстве предусмотрены случаи, когда плательщик может снизить сумму штрафа. Они установлены в ст. 114 НК. Например, вменен штраф за несвоевременную сдачу декларации по ФНС, как правило, вызывает плательщика уведомлением. В инспекции субъект знакомится с актом проверки под роспись. После того как плательщик подписал этот документ, у него есть две недели для того, чтобы подать ходатайство о снижении вмененной суммы.

Смягчающие обстоятельства

Штраф за несвоевременную сдачу декларации по НДС 2013 г., как и 2016-го, можно уменьшить как минимум вдвое. В ч. 1 ст. 112 предусмотрены следующие условия:

Что отнести к последним факторам? Например, наиболее распространенными обстоятельствами, позволяющими уменьшить штраф за несвоевременную сдачу декларации по ЕНВД 2014 г., были:

  1. Совершение первого нарушения НК.
  2. Наличие у субъекта иждивенцев. К ним кроме несовершеннолетних относят детей до 23 лет, если они учатся очно.

Чем больше указывается обстоятельств, тем выше вероятность, что сумма взыскания снизится более чем вдвое. Например, в практике есть много случаев, когда штраф был уменьшен в 4 раза.

Другие меры

Кроме денежного взыскания может заморозить банковские счета субъекта. Такая возможность предоставляется ФНС в соответствии со ст. 76 НК. В п. 3 указанной статьи установлено право инспекции приостановить операции по счетам в банке плательщика, если декларация не была представлена по истечении 10 дней после даты, предусмотренной законодательством. Здесь следует сказать, что на счету блокируются все расходные операции. То есть зачислять средства можно.

Вместе с этим законодательство устанавливает очередность взыскания средств с должника. Штраф, вмененный налоговым органом, находится в третьей очереди. Решение об отмене блокировки должно быть принято не позже 1 дня после представления декларации.

Спорные моменты

В новой редакции ст. 119 НК установлено, что штраф за несвоевременное представление декларации рассчитывается, исходя из суммы налога, не уплаченной в определенный законом срок. Это положение в прежней статье отсутствовало, что порождало споры. Не совсем было ясно, на какой момент нужно определять санкции - на день завершения срока или фактической подачи отчетности. Если налог был полностью выплачен, но декларация не сдана, то штраф составит 1000 р. Если часть суммы была отчислена, размер санкции определяется по разнице между фактически выплаченной и вмененной суммой обязательного платежа.

Заключение

В налоговом законодательстве достаточно четко установлены сроки подачи декларации. Такая жесткая регламентация связана с тем, что обязательные отчисления физических и юрлиц составляют значительную долю доходов бюджета. Соответственно, государство стремится обеспечить надлежащий контроль за своевременностью поступлений. Нарушения, как видно из статьи, могут быть вызваны разными обстоятельствами. Закон, разумеется, предусматривает для плательщиков те или иные возможности уменьшения санкций. Кроме этого НК устанавливает ряд обязанностей для контрольных органов. Но как показывает практика, зачастую обстоятельства во внимание не принимаются. В этой связи лучше делать все вовремя: как платить налоги, так и подавать отчетность по ним. В этом случае не будет никаких разбирательств и проблем.

Штраф за несвоевременную сдачу налоговой декларации - это сумма, которую придется уплатить в бюджет налогоплательщику в наказание за нарушение действующего фискального законодательства. Кому и сколько придется платить в пользу государства, а также как отразить в учете начисленный штраф за несвоевременную подачу декларации и его уплату, расскажем в нашей статье.

Общие положения

Сдача налоговой отчетности — это основная обязанность каждого налогоплательщика. Помимо того, что чиновники разработали и утвердили индивидуальные формы бланков по каждому фискальному обязательству, для каждого вида отчетности предусмотрен свой срок сдачи.

Если компания или предприниматель задержит отчет, например, забудет его отправить в ФНС, то ему выпишут штраф за несдачу декларации. Отметим, что сроки для большей части фискальных обязательств утверждены в НК РФ . Однако для региональных и местных налогов действуют исключительные правила. Так, власти субъекта или муниципального образования вправе регламентировать индивидуальные сроки предоставления фискальной отчетности, которые будут действовать только на территории данного региона или муниципального образования. Например, налог на имущество организаций, транспортный или земельный сбор.

Напомним, что для каждого налога, сбора или иного платежа предусмотрены свои бланки и формы отчетности, а также предельные даты, в которые необходимо предоставить информацию в ФНС. Если этого не сделать, то налогоплательщика накажут — выпишут штраф за несданную декларацию или расчет. Причина несдачи роли не играет, наказания можно избежать только в исключительных случаях.

Размер штрафа за непредоставление декларации

Для всех организаций и предпринимателей действуют единые положения по определению размера наказания. Иными словами, размер штрафа за несвоевременное предоставление налоговой декларации по любому налогу определяется по единому алгоритму.

Итак, ответственность за несвоевременную сдачу налоговой декларации определяется как 5 % от суммы неуплаченного фискального обязательства в бюджет. Причем эти 5 % начислят за каждый месяц просрочки, полный или не полный. Однако общая сумма штрафа за непредоставление налоговой декларации не может быть больше 30 % от суммы налога, неуплаченного в установленный срок, но и не меньше 1000 рублей. Такие указания закреплены в п. 1 ст. 119 НК РФ , Письме Минфина от 14.08.2015 № 03-02-08/47033.

Пример: расчет штрафа за несвоевременную подачу декларации

ООО «ВЕСНА» предоставило в ФНС декларационный отчет по НДС за 3 квартал 2019 года с опозданием — 29.10.2019. Напомним, что последний срок предоставления НД по НДС за 3 кв. 2019 — до 25.10.2019.

Сумма налога на добавленную стоимость по отчету за 3 квартал составила 1 200 000 рублей. С просрочкой была перечислена в бюджет только третья часть от общей суммы — 400 000 рублей (1 200 000 / 3). Дата уплаты в ФНС — 29.10.2019.

Сдача НД по НДС и уплата была просрочены на 4 дня, следовательно, наказание за несвоевременное предоставление налоговой декларации будет рассчитано так:

400 000 × 5 % × 1 мес. (один неполный месяц просрочки) = 20 000 рублей.

Если бы ООО «ВЕСНА» уплатило НДС вовремя, то налоговики выписали бы штраф за несвоевременное предоставление декларации в размере 1000 рублей.

Если компания не сдала авансовый расчет по налогу на имущество либо НД по налогу на прибыль за отчетный период (квартал, месяц), то наказание за несвоевременную подачу налоговой декларации — штраф — составит всего 200 рублей. Основания закреплены в п. 1 ст. 126 НК РФ , Письме ФНС от 22.08.2014 № СА-4-7/16692 .

Например, ООО «ВЕСНА» отчиталось по налогу на прибыль за 3 квартал 2019 г. в срок 15.12.2019. Дата, регламентированная на законодательном уровне, — 29.10.2019.

Налоговики выставят штрафные санкции в сумме 200 руб. Причем размер наказания не зависит от времени просрочки и суммы авансового платежа.

Размер наказания можно существенно снизить. Для этого подготовьте обращение в ФНС. О том, как это сделать, мы рассказали в специальном материале «Как составить ходатайство об уменьшении штрафа в налоговую инспекцию» .

Наказания за другую отчетность

Если фирма отчиталась не вовремя по другим видам фискальной отчетности, то ей грозят следующие штрафные санкции:

  1. За нарушение срока подачи справок по форме 2-НДФЛ оштрафуют по 200 рублей за каждую несданную вовремя справку.
  2. За несданный расчет 6-НДФЛ положены санкции в размере 1000 рублей за каждый полный и неполный месяц просрочки.
  3. Если опоздать с предоставлением годовой бухгалтерской отчетности в ФНС, придется заплатить по 200 рублей за каждую непредоставленную форму.

А вот за срыв сдачи расчета по страховым взносам наказание аналогично общим штрафам за несвоевременное предоставление декларации: 5 % за полный и неполный месяц просрочки. Итоговая сумма наказания не может быть меньше 1000 рублей и больше 30 % от суммы налога к уплате. Также рассчитают и наказание за просрочку сдачи отчета 4-ФСС в Соцстрах.

За несданную пенсионную отчетность по форме СЗВ-М накажут по 500 рублей за каждое застрахованное лицо из просроченного отчета.

Составляем проводки

Итак, выше мы определили, какой штраф за неподачу налоговой декларации грозит компании. Теперь определим, какими проводками отразить в бухгалтерском учете данную операцию.

Начисление штрафа за несвоевременную сдачу декларации, проводки:

Дебет 99 Кредит 68.

Уплату суммы в бюджет государства отразите записью:

Дебет 68 Кредит 51.

Если наказание выписано за срыв отчетности по страховым взносам, то операции отразите аналогичным образом, но с применением 69 счета «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» вместо 68. Отметим, что штрафы за несданные отчеты во формам 4-ФСС и СЗВ-М также следует относить на 69 бухсчет.

Отражение в бухгалтерском учете сумм штрафных санкций не уменьшает размер налогооблагаемой базы по фискальным обязательствам, сборам и взносам.

Начисленные пени отражайте на счете 91, так как данные виды расходов нельзя относить на бухсчет 99. Пени не включаются в состав налоговых санкций.