Что такое регулируемый рынок. Каким образом рынок труда участвует в регулировании рыночных отношений. Сущность рынка а функции рынка

Что такое регулируемый рынок. Каким образом рынок труда участвует в регулировании рыночных отношений. Сущность рынка а функции рынка


Сегодня я хочу рассказать вам о том, как государство защищает и пытается регулировать финансовые рынки, как оно пытается защитить инвесторов в акции, как оно пытается повысить уровень доверия к ценным бумагам и заинтересованность людей в инвестициях в ценные бумаги.

За последние 200-300 лет довольно активных биржевых торгов в Европе, Соединенных Штатах был накоплен достаточно серьезный опыт: за это время случился не один биржевой крах, экономика не раз погружалась в рецессии. Только за последние 100 лет в Соединенных Штатах было 33 рецессии, то есть 33 периода, когда экономика снижалась более трех кварталов подряд. Тем не менее, после каждой их этих 33 рецессий фондовые рынки восстанавливались, экономика восстанавливалась, достигала новых высот.

В периоды всех крахов, всех разочарований, которые следовали после эйфории, на фондовых рынках постепенно проявлялись правила игры, целью которых было максимально повысить уровень доверия к этим инструментам, защитить инвесторов от недобросовестных действий как компаний, так и посредников на этом рынке. И сейчас там современное западное законодательство, уже достаточно эффективное. Оно позволяет решать массу задач и позволяет добиваться очень высокого уровня доверия, во многом делая инфраструктуру инвестиции в ценные бумаги существенно более надежной, чем инфраструктура инвестиций в тот же самый банковский сектор.

Соединенные Штаты основной своей нормативной базой по торговле ценными бумагами обросли в 30-х годах 20 века. Именно в это время появился акт о доверии к ценным бумагам, именно в это время появился акт о банках и фондовых биржах, именно в это время начали существенно более жестко регламентировать деятельность посредников на этом рынке, именно в это время начали более жестко регламентироваться объемы кредитования на фондовом рынке, то есть в Соединенных штатах и сейчас действуют законы, которые были приняты в тридцатых годах.

В Америке, так называемый Regulation T гласит о том, что обычный инвестор для своих долгосрочных сделок должен ориентироваться на уровень хотя бы пятидесяти процентного обеспечения своих сделок, то есть если он хочет купить на миллион долларов акции, он может привлечь кредит не более половины этой суммы, то есть не более 500 тысяч долларов. И если смотреть на законодательство России, то оно здесь достаточно похоже. У нас обычный клиент, обычный инвестор, когда покупает акции, должен ориентироваться на те же самые уровни, на уровень 50%.

Задача брокера - следить за этим, и те инвесторы, которые используют заемные средства для спекуляции на фондовых рынках, ограничены этим действием. То есть в свое время, когда этот кредит в Штатах не регулировался, к примеру, во многом это послужило причиной бума конца 20-х годов, очень серьезного падения фондовых рынков, когда акции начали дешеветь. Очень многие оказались не способны так или иначе выплачивать свой кредит, и им приходилось срочно продавать свои акции для покрытия этого кредита, и это вызывало сумасшедшее падение финансовых рынков.

За это время было введено достаточное количество инструментов, которые повысили доходность. Это требования к эмитентам раскрыть информацию, то есть сейчас допустим, в большинстве западных стран компании обязаны публиковать квартальную отчетность о том, сколько они зарабатывают. Почти во всех странах, включая Россию, компании обязаны вести отчетность по международным стандартам финансового учета, и проверяются аудиторскими организациями, для того чтобы инвесторы имели объективную картину состояния бизнеса компании, для того чтобы менеджмент не мог обманывать своих инвесторов относительно реального положения дел.

За это время в Америке был создан некий институт гарантирования депозитов инвесторов. В Соединенных Штатах сейчас абсолютно у любого брокера, который оказывает услуги на американском рынке, деньги застрахованы на 100 тысяч долларов в деньгах и на 400 тысяч долларов в ценных бумагах на случай банкротства или несостоятельности брокера, который оказывает услуги. То есть там сделано очень многое: во первых, активы брокера отделяются от активов клиента, если ты покупаешь какие то ценные бумаги, то они априори принадлежат тебе, они в депозитарии записаны на твое имя, как правило, компания не может ими распоряжаться без специального разрешения клиента.

И в любом случае для защиты от всяких форс-мажорных обстоятельств в Америке существует компенсационный фонд, который почти на полмиллиона долларов защищает интерес инвестора в ценные бумаги. Соответственно, когда человек открывает счета и торгует на американском рынке, он попадает так или иначе, прямо или косвенно, под эту защиту.

В России точно так же существуют достаточно серьезные требования. У нас есть регулятор фондовых рынков - это Федеральная служба по финансовым рынкам, которая выдает лицензии, она следит за минимальным капиталом компаний, которые оказывают услуги. К примеру, компания сейчас, которая минимально предоставляет брокерские услуги и хранит клиентские активы в какой то другой компании, должна иметь минимум 35 миллионов рублей собственного капитала, размещенного в ликвидные активы, за чем следит регулятор.

Это тоже некая гарантия того, что во первых, это все таки не случайные люди, во вторых, у них есть чем платить. Соответственно, если эта компания хочет вести учет ценных бумаг клиентов, то требования уже растут до 60 миллионов рублей, и в дальнейшем до 100 миллионов рублей для тех брокеров, которые хотят кредитовать своих клиентов, хотят кредитовать так называемых клиентов с повышенным уровнем риска, для того чтобы клиенты могли совершать активные операции купли-продажи заемными средствами.

Национальная экономика: конспект лекций Кошелев Антон Николаевич

2. Регулируемые и нерегулируемые рынки

В зависимости от наличия внешнего управления протекающими на рынках процессами, они делятся на регулируемые и нерегулируемые.

Нерегулируемые рынки – это такое состояние рынка, когда протекающие в его рамках процессы не подвергаются управлению, а протекают сообразно естественным механизмам рыночной саморегуляции.

Такое состояние рынка обеспечивает режим эффективного распределения ресурсов. Естественные рыночные механизмы направляют ограниченные ресурсы на производство благ, которые более всего необходимы населению. Постоянное совершенствование технологий производства способствует эффективной комбинации спроса и предложения – их уравновешиванию. Личные интересы индивидуума в рыночных условиях направляются таким образом, что он действует на благо всего общества: производит более всего необходимые блага, стимулом к чему служит цена блага.

Основу свободного рынка составляет экономическая свобода, но при этом рынок направляет ее в интересах всего общества. Рынок способен координировать деятельность большого количества индивидуумов без использования средств насильственного принуждения. Свобода экономической деятельности входит в основные причины высокой эффективности нерегулируемого рынка – только от личных способностей, действий человека зависит уровень его благосостояния, что и стимулирует его повышать эффективность своей хозяйственной деятельности.

Недостатком нерегулируемого рынка является постепенное снижение конкурентной борьбы, которая является двигателем эффективного функционирования рынка.

С позиции потребителя она является благоприятным явлением, но для производителя она представляется нежелательным элементом хозяйственной деятельности. В процессе развития рынка производитель неизбежно стремится минимизировать влияние конкуренции на его деятельность (например, с помощью различных договоров, слияний компаний) и в конечном счете монополизировать рынок. Одновременно с этим научные и технические разработки требуют концентрации капитала, которая возможна только при объединении экономических ресурсов нескольких хозяйствующих субъектов, вследствие чего на рынке остается несколько производителей, которые имеют достаточные ресурсы для ведения научно-технических разработок и которые способны предоставить потребителю более качественные блага. Такая ситуация позволяет управлять спросом, регулируя предложение, потребитель вынужден покупать предложенные товары по предложенной цене, так как их заменители отсутствуют на рынке. В процессе своего развития на нерегулируемом рынке ослабевает конкуренция, одновременно с чем снижается эффективность функционирования рыночных механизмов.

Другой недостаток нерегулируемого рынка заключается в усилении тенденции к неравномерному распределению ресурсов – национального богатства среди населения. Система свободного рынка способствует концентрации капитала у небольшого количества более способного к хозяйственной деятельности населения. Признаваемое и гарантируемое право собственности усиливает имущественную дифференциацию, так как капитал передается по наследству.

Система нерегулируемого рынка не всегда способна адекватно реагировать на сигналы потребителей и производить все необходимые им блага. Производитель принимает решение об эффективности производства определенного блага только на основании соотнесения собственных издержек и прибыли, но не производит оценку издержек для всего общества (например, негативного влияния промышленного производства на экологию и необходимых для его устранения издержек).

Еще одна дисфункция рынка проявляется в его неспособности производить общественные блага. Основанная на личной выгоде хозяйственная деятельность не считает приоритетным направлением производство общественных благ, которые необходимы всему обществу, но их финансирование не может быть произведено индивидуальным потребителем, а только группой или всем населением. Несовершенство ценообразования и невозможность обеспечить оптимальный для общества уровень занятости также относится к существенным недостаткам рынка.

Вместе с отрицательными чертами нерегулируемого рынка существенно и его преимущество в обеспечении эффективного распределения ресурсов.

Регулируемые рынки – это такое состояние рынка, когда протекающие в его рамках процессы полностью или частично подвергаются внешнему управлению и регулированию.

Внешним источником регулирования выступает государство или уполномоченные им на это органы. Методом для регулирования является государственное регулирование рынка – система методов нормативно-правового, административного и экономического регулирования рынка, осуществляемая уполномоченными государством органами.

Неспособность в некоторых ситуациях рынка к саморегуляции вызывает объективную необходимость государственного регулирования (например, в области производства общественных благ, регулирования занятости, финансово-кредитной сферы). Объяснение в потребности внешнего регулирования рынка связано в основном с тем, что многие кризисы рынка могут быть урегулированы только при вмешательстве государства.

Объемы, масштабы и эффективность регулирования непосредственным образом связаны с тем, на каком уровне развития находится рынок. На настоящий момент государственное регулирование входит в процесс воспроизводства национальной экономики.

В зависимости от конкретной ситуации на рынке трансформируются и задачи государственного регулирования. Обычно к ним относятся создание условий устойчивого экономического роста, снижение объемов безработицы, инициирование структурной трансформации рынка, создание системы защиты национального производителя и стимулирование экспорта товаров.

Объектами государственного регулирования рынка являются конкретные проблемы, которые возникли или могут сформироваться в процессе функционирования рынка, несущие существенный ущерб уровню жизни населения и экономическому росту.

Основными точками государственного регулирования рынка являются:

1) экономические циклы;

2) структура рынка;

3) обращение и накопление капитала;

4) регулирование уровня занятости;

5) денежно-кредитная сфера рынка;

6) ценообразование;

7) конкуренция;

8) распределение и перераспределение доходов населения и национального богатства;

9) экология;

10) внешнеэкономические отношения.

В хозяйственной практике ни одной страны невозможно встретить исключительно регулируемый или нерегулируемый рынок. Как показывает опыт, только разумное совмещение элементов свободного рынка и государственного регулирования позволяет стимулировать устойчивый экономический рост и стабильность национальной экономики.

Из книги Путь Черепах. Из дилетантов в легендарные трейдеры автора Куртис Фейс

Рынки Рынки в портфеле при тестировании включали австралийский доллар, британский фунт, зерно, какао-бобы, канадский доллар, нефть, хлопок, евро, евродоллар, крупный рогатый скот, золото, уголь, мазут, бензин, японскую иену, кофе, говядину, свинину, мексиканский песо,

Из книги Национальная экономика автора Кошелев Антон Николаевич

Быстрые рынки Иногда рынок движется очень быстро, так что если вы разместили лимитный ордер, он просто может быть не исполнен. Во время быстрого движения цена на рынке может измениться на тысячи долларов за контракт всего за несколько минут.В таких случаях Черепахам

Из книги Учет и налогообложение расходов на страхование работников автора Никаноров П С

53. Нерегулируемые рынки. Государственное регулирование рынкаНерегулируемые рынки – это такое состояние рынка, когда протекающие в его рамках процессы не подвергаются управлению, а протекают сообразно естественным механизмам рыночной саморегуляции.Такое состояние

Из книги Корпоративные финансы автора Шевчук Денис Александрович

54. Регулируемые рынки Регулируемые рынки – это такое состояние рынка, когда протекающие в его рамках процессы полностью или частично подвергаются внешнему управлению и регулированию.Внешним источником регулирования выступает государство или уполномоченные им на это

Из книги Учетная политика организаций на 2012 год: в целях бухгалтерского, финансового, управленческого и налогового учета автора Кондраков Николай Петрович

Статья 1. Отношения, регулируемые настоящим Федеральным законом (в ред. Федерального закона от 10.01.2003 № 14-ФЗ) Настоящий Федеральный закон регулирует правовые, экономические и социальные отношения, возникающие при создании негосударственных пенсионных фондов,

Из книги Боги денег. Уолл-стрит и смерть Американского века автора Энгдаль Уильям Фредерик

Статья 1. Отношения, регулируемые настоящим Законом (в ред. Федерального закона от 10.12.2003 № 172-ФЗ) 1. Настоящий Закон регулирует отношения между лицами, осуществляющими виды деятельности в сфере страхового дела, или с их участием, отношения по осуществлению

Из книги Мир в 2050 году автора Эндрюс Джон

1.1. Финансовые рынки Финансовый рынок – организованная или неформальная система торговли финансовыми инструментами. На этом рынке происходит обмен деньгами, предоставление кредита и мобилизация капитала. Основную роль здесь играют финансовые институты, направляющие

Из книги Биржевая торговля по трендам. Как заработать, наблюдая тенденции рынка автора Ковел Майкл

8.6.4. Регулируемые и контролируемые расходы по каждому центру затрат В целях контроля и регулирования затраты подразделяются следующим образом: регулируемые и нерегулируемые; затраты в пределах норм, плана, смены и отклонения от норм, плана, сметы; контролируемые и

Из книги Крутое пике [Америка и новый экономический порядок после глобального кризиса] автора Стиглиц Джозеф Юджин

«... и рынки эти за границей» В 1944 году на комиссии Конгресса США, изучавшей вопросы послевоенной экономики, помощник министра Дин Ачисон сказал:«... никто... никогда не верил, что наш внутренний рынок при нынешнем его устройстве сможет вместить все выпускаемые страной

Из книги Новая эпоха - старые тревоги: Экономическая политика автора Ясин Евгений Григорьевич

Развитые рынки Индустриализация рынков развивающихся стран шла нога в ногу с глобализацией. Их промышленные товары захватывали заморские рынки, их доля в мировой торговле стабильно расширялась. Так как их экономика продолжит расти и развиваться в грядущие

Из книги Дейтрейдинг на рынке Forex. Стратегии извлечения прибыли автора Лин Кетти

Неэффективные рынки Как известно всем авторам, особенно начинающим и неизвестным, пишущим о довольно непонятных вещах, таких как следование тренду, нужно потратить немало времени на то, чтобы заинтересовать читателей своей книгой. Поскольку я в точности соответствую

Из книги Преодоление пропасти. Как вывести технологический продукт на массовый рынок автора Мур Джеффри

Эффективные рынки и рынки информации Чикагская школа и ее последователи хотели верить, что рынок информации является таким же, как и любой другой рынок. В отношении информации также существуют спрос и предложение. Считалось, что так же, как рынки могут быть эффективными

Из книги автора

3.4 Финансовые рынки Теоретически возможны три механизма трансформации сбережений в инвестиции, способные функционировать по отдельности или в каком-то сочетании:1) государственные инвестиции с соответствующим уровнем налогов (советский опыт);2) распределение

Из книги автора

Централизованные рынки По своей природе централизованные рынки - это монополии, которые контролируются одним специалистом. По этой причине цены могут меняться в интересах специалиста, но не трейдеров. Представим, что на рынке много продавцов, у которых специалист

Из книги автора

Ранние рынки Первоначальный «пул» покупателей продукта новой технологии состоит в основном из новаторов и ранних последователей. В индустрии хай-тек новаторы лучше известны как технологические энтузиасты, или просто технари, а ранних последователей называют

Из книги автора

Основные рынки Основные рынки хай-тек похожи на основные рынки любой другой отрасли, особенно те, где осуществляются продажи между юридическими лицами.На них доминирует раннее большинство. Его представителей в мире хай-тек принято называть прагматиками, которых,

А.2 Укажите действие, которое не является формой участия граждан в политической жизни 1) письменное обращение в местную администрацию 2) избрание депутатов в законодательный орган власти 3) участие в организации политической партии 4) участие в деятельности профессионального союза
А.3 В государстве Л. существует единая система законодательной, исполнительной и судебной власти, а также единая финансовая система и одна Конституция. Государство Л. делится на штаты, которые не обладают самостоятельностью. Какова форма государственно-территориального устройства государства Л.? 1) конфедерация2) унитарное государство3) федеративное государство4) монархияА.4 В государстве Т. у граждан отсутствует право совершать политический выбор, а также политический, идеологический и экономический плюрализм в стране. Граждане не могут оказать воздействие на власть, которая осуществляет полный контроль за всеми сферами жизни общества. Какой политический режим существует в государстве Т.? 1) демократический2) авторитарный3) тоталитарный4) тираническийА.5 Партия «С.» отстаивает идеи верховенства закона, народовластия, прав человека. Это партия 1) консервативная2) демократическая3) анархистская4) фашистскаяА.6 Верны ли следующие суждения о государственном суверенитете? А. Государственный суверенитет не является основным признаком государства.Б. Ничем не ограниченного государственного суверенитета реально нет и быть не может.1) верно только А 2) верно только Б3) верны оба суждения 4) оба суждения неверныА.7 Верны ли следующие суждения о референдуме? А. Референдум является формой прямой демократии, позволяющей гражданам самим принимать окончательное решение по вынесенному на голосование вопросу.Б. На общенациональный референдум выносятся вопросы, касающиеся важнейших проблем политической жизни.1) верно только А 2) верно только Б3) верны оба суждения 4) оба суждения неверныА.8 Какое из перечисленных положений не относится к правам человека? 1) право собственности2) право на свободу творчества 3) право иметь друзей4) право на честь и достоинствоА.9 К целям уголовного наказания относится (-ятся) 1) восстановление справедливости2) исправление осужденного3) предупреждение совершения новых преступлений4) все перечисленныеА.10 Высшей ценность РФ согласно Конституции РФ является (-ются) 1) человек, его права и свободы2) земля и другие природные ресурсы3) принцип разделения властей4) гражданство РФА.11 К основным функциям Президента РФ относится 1) назначение Генерального прокурора РФ2) назначение Председателя Совета Федерации3) назначение Председателя Государственной Думы4) назначение Председателя Правительства РФ с согласия Государственной ДумыА.12 Выйдя на свободу после отбывания наказания, гражданин Б. познакомился с группой несовершеннолетних и решил приучить их к романтике новой жизни. По его плану несовершеннолетние проникли на дачу гражданина П. и забрали принадлежавшие ему драгоценности, видеомагнитофон, валюту. Это деяние гражданина Б. является 1) досадной случайностью2) преступлением3) проступком4) не имеет отношения к правонарушениямА.13 Верны ли следующие суждения о нормах права? А. Нормы права определяют общеобязательные границы возможного или должного поведения людей в обществе.Б. Нормы права обеспечиваются применением государственного принуждения.1) верно только А 2) верно только Б3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

Как рынок труда регулирует рыночные отношения, в особенности для формирования и реального функционирования современной экономики – этим вопросом задаются те, кто ведет крупный бизнес с привлечением большого количества кадров. Рынок труда – это такой рынок, на котором хорошо продается товар – рабочая сила. Ценой за подобного рода товар выступает заработная плата.

Современный рынок труда устроен как система общественных взаимоотношений, которые отражаются на уровне развития и достигнутый на данный момент определенный баланс интересов между силами, присутствующими на рынке: государством, предпринимателями и трудящимися.

Современный рынок труда способен занимать одно из самых главенствующих мест в различного рода экономических отношениях. Именно в такой системе и сталкиваются интересы как работодателей, так и трудоспособных людей. Отношения, которые уже сложились на современном рынке труда, имеют сильно ярко выраженный именно социально-экономический характер нашего государства. В первую очередь они затрагивают всевозможные насущные потребности подавляющего большинства из населения страны.

Уровни занятости населения, как и оплаты труда, устанавливаются через систему рынка труда. Привычным явлением нашей общественной жизни населения является безработица. Это практически неизбежное негативное явление в экономике любой страны.

На что влияет рынок труда

Рынок труда является постоянным индикатором: его состояние позволяет судить о национальной стабильности, благополучии, эффективности социально-экономических переустройств. Складывающаяся экономика и ее структурная реорганизация предъявляют все новейшие и строжайшие требования к качеству так называемой «рабочей силы», ее уровню подготовки и профессиональному составу. Тем самым актуализируются задачи по выяснению влияния факторов, формирующих основные процессы на современном рынке труда, оценки их закономерностей, перспектив и тенденций его положительного развития.

Организационной формой выражения именно таких интересов на современном рынке труда являются ассоциации предпринимателей, с одной стороны, а также профсоюзы – с другой. В качестве работодателя выступает государство. Благодаря этому на государственных предприятиях и есть инвесторы, которые финансируют программы развития и самые крупные проекты. Но одной из главных его функций является определение правил, регулирующих интересы партнеров и всех противостоящих сил. Это все определяется в результате равновесия, которое служит основным механизмом в отношениях на рынке труда. Именно сюда и включается как система стимулирования и развития производительных сил, так и установленная система социальной защиты.

Механизм формирования рынка труда охватывает возможный спектр юридических, экономических, психологических и социальных факторов, которые определяют функционирование на рынке. Это осуществляется через:

  • систему всеобщего трудоустройства, включая широчайшую сеть служб занятости;
  • банков необходимых данных обо всех рабочих местах;
  • государственных целевых программ, оказывающих помощь в получении профессиональных знаний, а также потенциальном трудоустройстве;
  • целевые программы предприятий, которые предусматривают переподготовку существующих кадров в связи с планируемой и возможной модернизацией общего производства;
  • проведение на различных предприятиях политики полной стабилизации своих кадров, которая особо активно осуществляется в условиях нынешнего финансово-экономического кризиса.

Все эти неотъемлемые и составные части современного рыночного механизма, который осуществляет регулирование всей занятости в разных отраслях, находятся в различном соотношении. Оно зависит от экономических, географических и исторических условий развития конкретной отрасли.

Структура рынка труда и его типология

Структура современного рынка труда включает в себя:

  • принципы политики государства в области, связанной с трудом и безработицей;
  • систему общей подготовки разнообразных кадров;
  • контрактную систему;
  • систему найма;
  • систему поддержки безработных;
  • биржи труда и другие органы, позволяющие проводить процесс трудоустройства;
  • регулирование занятости населе6ния в правовом русле.

На современном рынке труда реализуется реальная возможность:

  • Свободного осуществления выбора в отношении профессии, а также места возможного трудоустройства. Это определяется разнообразными факторами, такими как условия оплаты труда, условия труда вообще, месторасположение работодатели и т.д.
  • Определенные миграционные процессы, что позволяет переходить специалисту из одной области в другую, а также изменять регионы работы. Кроме того, это говорит еще и об универсальности отдельной категории специалистов, способных менять специфику работы.
  • Универсального движения заработной платы, которая связана с определенными факторами, такими как приоритет опыта и квалификации.

Два вида существующего рынка можно условно разделить на внутренний и внешний. Внутренний рынок – это движение рабочей силы внутри одного предприятия, когда сотрудники передвигаются с должности на должность и идут вверх по структуре, повышая свой статус хорошего сотрудника. Внешний рынок – это движение работников между предприятиями, одной или разнообразных сфер деятельности. Эти два рынка очень связаны между собой. Однако текучесть на внешнем рынке составляет больший процент, нежели на внутреннем рынке.

Безработица как социальное явление современного рынка труда.

Очень часто рыночную экономику вспоминают, говоря о безработице. Безработица как явление возникает тогда, когда уровень предложений превышает уровень спроса на рабочую силу.

В условиях сегодняшнего дня можно выделить пять основных видов безработицы:

  1. Сезонная безработица возникает тогда, когда спрос на определенные профессии появляется только в определенное время года или сезон.
  2. Скрытая форма безработицы проявляется на больших предприятиях в том случае, когда работник выполняет свои функциональные обязанности не в полную силу. Особенно в условиях современной экономики часты случаи, когда предприятия не увольняют сотрудников, а переходят на сокращенную рабочую неделю, отправляют сотрудников в отпуска «за свой счет» и т.д. Статистики подобного рода формы безработицы не ведется.
  3. Фрикционная безработица способна порождаться активным движением населения, сменой образа жизни и т.д. Такое часто можно наблюдать во время учебы, ухода на пенсию или в отпуск по уходу за ребенком и т.д.
  4. Циклическая безработица отмечается тогда, когда речь идет о всеобщем снижении спроса на большую аудиторию одновременно, например, это может распространяться на национальные меньшинства, людей определенного пола либо возраста, а также принадлежности к определенной социальной сфере деятельности.

Главная проблема сегодняшнего трудоустройства зависит не конкретно от безработицы, а от неумения правильно распределять рынок труда или же от неправильного использования трудовой силы.

Рынок труда должен регулироваться на государственном уровне. Проблемы труда населения, его трудоустройства очень беспокоит наше государство, ведь если уменьшается число рабочих мест – уменьшаются и поступления в бюджет, средства на поддержание обороноспособности страны, ее образования, здравоохранения и других дотационных сфер. Государством взят курс на определение качественного и действенного управления занятостью населения.

К методам государственного активного воздействия на безработицу и регулирование занятостью могут относиться:

  • Прямые – проведение регулирования рынка труда на законодательном уровне. Сюда можно отнести все трудовое законодательство нашей страны, контроль за составлением и выполнением коллективных договоров, регулирование уровня заработной платы и т.д.
  • Косвенные – монетарная и финансовая политика государства.

А вот типы воздействия государством на безработицу можно классифицировать как активный и пассивный.

  • Пассивная политика направлена на урегулирование только лишь последствий, которые приносит безработица. К ним можно отнести организацию и выплату помощи безработному населению, выплату так называемого социального пособия населению, которое не может устроиться на работу, осуществление выплат иждивенцем, организацию бесплатных обедов и т.д.
  • Активная политика направлена на конкретное снижение существующего объема безработицы. Это определяет создание мероприятий, которые направлены на повышение квалификации имеющихся сотрудников, нуждающихся в трудоустройстве; проведение обучения соискателей, не имеющих образования, изменения профессиональной направленности, организация и проведение различных ярмарок вакансий. Применяется также определение льгот потенциальным работодателям, в том числе и в сфере налогообложения, а также установление дополнительных мер поощрения работодателям, способным провести процедуру трудоустройства.

Именно государственное воздействие на рынок труда в целом может стать частью регулятора в отношении экономики и позволить руководить ею на высоком уровне, координировать и направлять в необходимое русло. Рынок труда становится тем связующим аспектом между внутренней (национальной) экономикой и мировой экономикой, что играет большую роль в формировании непосредственных трудовых ресурсов.

Биржа труда – активный метод борьбы с безработицей

Государственное регулирование рынка труда частично может осуществляться через его государственные органы, так называемые биржи по проведению трудоустройства населения, нуждающегося в этом.

Государственные биржи помогают проводить населению не только лишь фактическое трудоустройство. Они также осуществляют перепрофилирование граждан уже имеющих соответствующие профессии на профессии, которые позволяют добиться больших успехов в трудоустройстве. Кроме того, службы занятости осуществляют сбор информации по поводу реально существующего населения, которое не может по различным причинам трудоустроиться.

Кроме того, биржи выявляют спектр наиболее востребованных профессий и направлений, по которым можно проводить трудоустройство. С помощью бирж происходит проведение денежной поддержки нетрудоустроенного населения в период активного поиска работы, то есть выплата пособий.

Также с помощью бирж выявляется население, которое обладает мобильной спецификой – способное вместе с семьями изменять место постоянного проживания для получения желаемого места работы. В последнее время такая особенность, как мобильная специфика потенциального соискателя, играет очень большую роль. Это связано с тем, что зачастую регион не способен обеспечить полный спектр возможных соискателей из данного региона. Таким образом, имеющаяся свобода перемещения потенциальных работников способна не только создавать благоприятные условия для самого работника и членов его семьи, но и положительно сказываться на всем состояние рынка безработицы.

Частные компании

Кроме государственных органов по вопросам трудоустройства граждан, существуют еще и частные агентства по трудоустройству. Такие организации в своей деятельности также направлены на проведение трудоустройства. Однако делают это они не столько по своей инициативе, сколько по просьбе обратившейся к ним стороны. Этой стороной может выступать как потенциальный работодатель, так и реальный соискатель на определенное место работы.

Потенциал таких организаций весьма велик, что делает их сильными сторонниками борьбы с безработицей. Особенностью таких организаций является то, что они направлены на удовлетворение конкретных запросов, к ним поступивших. И так как это частные организации, они способны прикладывать массу усилий, потому что получают закаждый отдельный случай трудоустройства конкретное вознаграждение.

Свободное перемещение рабочей силы: сложности и тенденции.

Действительно, мобильность рабочей силы из региона в регион, из области в область, а также из одной сферы другую очень позитивно влияет на уровень трудоустройства всего неработающего населения. Однако есть моменты, которые не дают спокойно и беспрепятственно пользоваться предоставляемой возможностью.

Например, это определенные институты на уровне государства, которые не могут позволить переезды не только всей семье потенциального работника, но и конкретно ему одному. Это институт прописки, то есть регистрации на месте постоянного жительства для граждан нашей страны, а также институт проведения регистрации для граждан иностранных государств, которые желают работать на нашей родине. Также к негативным факторам можно отнести и отсутствие доступного жилья для мобильного населения, а также условий получения хорошего кредитования под реальные проценты. Формирование международного рынка трудоустройства на уровне государства позволит:

  • значительно уменьшить уровень безработицы в нашей стране;
  • обеспечить местами работы трудоспособное население;
  • позволит получать дополнительные притоки налогов от полученной заработной платы (в официальном порядке);
  • а также уменьшить затраты денежных средств из местного и государственного бюджетов, которые тратятся на выплату различного рода пособий по безработице.

Основными направлениями по регулированию рынка в сфере безработицы в нашей стране должны становиться такие:

  • категорическое недопущение становления массовой безработицы;
  • осуществление борьбы с «пассивной» безработицей;
  • принятие активных мер, направленных на улучшение социальной жизни всего населения страны;
  • активная мотивация потенциальных работодателей;
  • выход на мировую арену для проведения мероприятий, направленных на становление мирового рынка труда;
  • борьба за сохранение и стабилизацию уровня производства в стране в целом.

Некоторые исследователи рыночных отношений до сих пор заявляют о недопустимости даже термина «регулируемый рынок» на том основании, что рынок якобы только саморегулирующая система и ни в каких регулирующих механизмах не нуждается. В практике хозяйствования, руководствуясь таким пониманием, делается всё необходимое, чтоб рынок был свободен от вмешательства кого бы то ни было.

В ответ таким представлениям о рынке, сразу же следует заметить, что здесь речь идёт всё-таки не о свободе «свободного рынка», а о требовании стихийного рынка. «Свободный рынок» и «стихийный рынок» - это разные рынки. Философские категории «свободы» и «стихийности» путать не следует. Онтологически свобода может быть и стихийной, и сознательно регулируемой. И если приверженцы свободного рынка настаивают именно на свободном рынке, то они должны понимать, что любая степень свободы находится под контролем общества. В чистом виде стихийности в обществе, в отличие от стихийности природы, не существует. Общество складывается из действий homo sapiens, а не из бессознательных существ. Поэтому постановка проблемы абсолютно свободного или стихийного рынка сама по себе абсурдна. Именно понимание этих обстоятельств дало основание профессору Дж. Гэлбрейту (институционалист) ещё сорок лет назад заявить, что сегодня не может быть свободного рынка времён Адама Смита, и кто призывает к этому, тот - «человек с психическим заболеванием клинического характера».

Если отбросить исключительно схоластическую дискуссию о так называемом свободном рынке, то в практике хозяйствования можно увидеть разную степень свободы в действиях социально-экономических субъектов рынка и разную степень регулирования рыночных отношений со стороны государства. Именно государство является регулирующим центром. Сам по себе рынок регулирующих центров не имеет, и иметь не может. Во времена А. Смита, когда свобода действий рыночных субъектов была наивысшей в сравнении с последующими временами, Смит регулирующий центр назвал «невидимой рукой». Такой рынок действительно является не только свободным, но и стихийным. Он был возможен и необходим только при простом товарном производстве, когда товаропроизводители, как субъекты экономики, имели равные возможности. Исторически этот период совпал с рабовладением, феодализмом и ранней стадией капитализма. Как только равные возможности уходят в прошлое, рынок перестаёт быть свободным.

Основания для исчезновения или сужения свободы рынка формируются по объективным и субъективным причинам. Объективные (имманентные) причины появляются в результате концентрации капиталистического производства и возникновения крупных, по сравнению с простыми товаропроизводителями, собственников. Здесь начинают действовать законы диалектики. Когда какое-то явление становится безраздельно господствующим, оно обязательно превращается в свою противоположность - полная свобода трансформируется в частичную, а затем и в полную несвободу. Крупные и крупнейшие собственники насильственными методами начинают расширять свои свободы и ограничивать свободу большей части товаропроизводителей и продавцов. Призывы к «свободному рынку» с этих пор становятся мощным средством защиты экономических, политических и идеологических интересов крупных и крупнейших капиталистов. Никто же не станет отрицать, что буржуазные собственники подразделяются на несколько групп, а фактически классов - крупных, средних, мелких и мельчайших. Можно ли в этих условиях говорить о свободном рынке для огромной армии предпринимателей, кроме финансовых магнатов, господствующих в экономике и политике? Для средних, мелких и мельчайших собственников свобода прописывается размером их банковских счетов.

Субъективные (внешние) причины ограничений на рынке проистекают из факта существования государства, которое берёт на себя регулирующие функции. Всякая постановка и обсуждение проблем регулируемого рынка без характеристики практической роли государства превращается в бессмысленную тарабарщину. Регулируемый рынок предполагает знание регулятора.

Настаивая на отмирании свободного рынка и руководствуясь принципами материалистической диалектики, необходимо со всей категоричностью отметить, что элементы и проявления свободного рынка никогда не будут вытеснены из рыночной системы, пока она существует. В обществе никогда ничто не исчезает бесследно, и находит своё проявление либо непосредственно в изменённых количествах, либо сосуществует в превращённых формах. В современных капиталистических экономиках свободный рынок в значительной степени характерен для малого бизнеса. В центрально управляемых экономиках всегда присутствует определённая свобода производителей благ, их продавцов, покупателей и потребителей. Более того. Следует сказать, что чрезмерная централизация рынка - это определённая степень не только свободы, но даже стихийности. Причина этого заключена в смешении регулирующего центра в сторону субъективных факторов и произвола субъектов, наделённых контрольными функциями.